«Город потерял инициативного чиновника». Реакция Екатеринбурга на отставку главного архитектора

22 февраля 2017, 10:47

О том, что главного архитектора Екатеринбурга Тимура Абдуллаева отправили в отставку стало известно 20 февраля. О своём уходе он объявил в последний день образовательного проекта «Школа главного архитектора», созданного по его инициативе. После его ухода СМИ и социальные сети захлестнула волна недоумения — почему уволили человека, который так много сделал для города? Общественность моментально стала строить догадки и выдвигать собственные версии, самая популярная из них — категоричное отношение бывшего главного архитектора к Храму-на-воде.


Тимур Абдуллаев занимал должность главного архитектора с 2015 года. С его подачи застройщиков обязали согласовывать будущий внешний вид фасадов зданий, а предпринимателей ограничили в выборе вывесок. За время его работы, была разработана концепция стратегии пространственного развития Екатеринбурга и реализован проект «100 Мыслей о Екатеринбурге» по формированию будущего видения развития города.

Мы поговорили с архитекторами и урбанистами Екатеринбурга о том, что приобрел город благодаря работе Абдуллаева и что он потерял в связи с его отставкой.

Эдуард Кубенский, архитектор, глава издательства Tatlin: 

Глава издательства Tatlin Эдуард Кубенский. Фото: Александр Мамаев

— Что тут скажешь? Жаль. Город потерял инициативного чиновника.  Произошло так потому что, наверное, не удалось стать частью команды или вписаться в команду. На благо городу пошли его проект «100 мыслей о Екатеринбурге», законодательные акты о паспортизации фасадов, дворовых разграничениях, разработка стратегии пространственного развития и «Школа главного архитектора», а также формирование положительного имиджа Екатеринбурга в Российском масштабе.

Дмитрий Москвин, политолог, руководитель образовательных программ Екатеринбургского филиала ГЦСИ:

Политолог Дмитрий Москвин. Фото: Владимир Жабриков

Я считаю, что это неуместный политический размен. Это какие-то игры между мэрией и администрацией губернатора. Позиция главного архитектора, например, по строительству Храма-на-воде была отличной от той, которую ожидают в желтом доме.

За два года Тимур Абдуллаев продемонстрировал нацеленность на решение по-настоящему витальных проблем города. Наконец-то был не просто поставлен вопрос, а выработаны требования к внешнему виду фасадов. Город, превратившийся в сарай, из-за нелепых остеклений балконов и попыток поизвращаться над фасадами зданий, получил шанс выглядеть достойно. То же касается начавшейся борьбы с загораживанием дворов и улиц непроходимыми заборами и шлагбаумами.

Не знаю, кто теперь в мэрии будет искренне и честно сражаться за внешний вид города. Похоже, что там взят курс окончательно избавиться от содержания и нацеленности на будущее ради сиюминутных политических выгод. Город в этой логике превращается в заложника, всего лишь в случайную помеху, которой можно пренебрегать в «большой игре». И это очень печально.

 Никита Сучков, урбанист:

Никита Сучков на выставке конструктивизма. Фото: Александр Мамаев

— На Градсоветах Абдуллаев выдвигал весьма конструктивные аргументы по проектам, требующим изменений. Ответственные застройщики обычно ценят эксперта, способного осмыслять проект, находясь «над ситуацией». Однако это может вызывать нервозность у других девелоперов, которые плевать хотели на рекомендации. Например, в Екатеринбурге появился откровенно безвкусный проект Храма святой Екатерины, который любой здравый градостроитель отклонил бы. Видимо, Абдуллаев активно проект отрицал и, как главный архитектор, мог наложить на него вето.

Летом прошлого года по поводу строительства храма Михаил Вяткин (председатель Градсовета, — прим.) проводил встречу архитектурного сообщества с застройщиками, в том числе с Владимиром Пузанковым, на которую Главный архитектор не был приглашен. Как сказал Абдуллаев, его не проинформировали.

С другой стороны, мы видим весьма конструктивную работу Абдуллаева. Разработаны методические рекомендации по содержанию фасадов зданий, к согласуемым проектам предъявляются более высокие требования, что только повышает качество будущих объектов. Вероятно, сильное лобби и желание протащить спорный проект без лишних помех перевесило профессионализм Абдуллаева и одобряемый городским сообществом его подход в работе. Похоже, это понимают и в мэрии, поэтому не исключают его членства в Градсовете, но без права решающего голоса.

С другой стороны, ухудшение отношений с крупным девелопером, взявшим застроить и благоустроить несколько кварталов бывшего завода «Уралтрансмаш», может привести к тому, что эта неблагополучная промзона в центре города еще долго не обновится. Сейчас такое время, когда инвесторами не разбрасываются. Поэтому Храм-на-воде мог стать частью сделки, а Абдуллаев — разменной фигурой.

Эскиз Храма-на-воде, о котором спорит весь город. Фото: Владимир Жабриков

Полина Иванова, архитектор, Арх-группа PODELNIKI:

— Тимур слишком хорош для этого города. Он действительно очень много сделал на посту главного архитектора, и сегодня все СМИ пишут об этом. Создается какое-то ужасное впечатление, что он покинул нас навсегда. Между тем он вообще-то остается в этом городе и весь его социальный капитал, его связи и репутация тоже остаются при нем. Я надеюсь, что у него хватит сил и любви к этому неблагодарному городу продолжить общественную деятельность.

Он инициировал несколько важных законопроектов. Вместе с Фогелем (главный художник Екатеринбурга — прим.) приложили много усилий, чтобы убрать растяжки и как-то нормировать рекламу на фасадах.  Вспомните, два года назад все было завешено баннерами и все улицы были в перетяжках. Второе — это паспортизация фасадов. Сегодня у нас в городе есть только памятники и «не памятники». И, если первые как-то защищены от лютого евроремонта, то вторые — нет.

История, которая произошла с конструктивистским зданием треста Уралснабторга (там, где частично реконструировали два этажа и сейчас находится ресторан «Мамуля»), сегодня не может повториться, потому что теперь есть паспортизация фасадов. В городе полно зданий, которые являются знаковыми, но никак не защищены — цирк, например. К счастью, благодаря этому постановлению его теперь нельзя просто без спроса зашить стеклом и керамогранитом.

 Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга:

Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. Фото: Александр Мамаев

— Я с ним почти не работал, но там, где пересекались, был только положительный опыт. Особенно импонирует проект «100 мыслей о Екатеринбурге» и его стыковка   с разработкой стратегии пространственного развития. Эта та самая культура участия, которая мне очень близка — включенное, совместное проектирование.

Самое популярное

Читайте также в разделе Люди


вверх