«Нам напомнили о чувственности». Гулящая женщина свела с ума высший свет Екатеринбурга. ФОТО
С 7 по 11 октября высший свет Екатеринбурга по вечерам собирается в театре оперы и балета. Бомонд восхищается испанскими страстями в опере «Кармен». Вчера первые зрители смогли оценить творение режиссера Александра Тителя и дирижера Михаэля Гюттлера. «На мой взгляд, это революция в постановке „Кармен“», — поделился впечатлениями первый заместитель главы администрации губернатора Вадим Дубичев.
Первая премьера театрального сезона 2015\2016 доказала — оперный даже в непростых экономических условиях, о чем не раз говорил директор театра Андрей Шишкин, способен удивлять. «Кармен», несмотря на монохромный минимализм в декорациях и костюмах, получилась яркой и роскошной.
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков
Кармен из первого состава — Ксения Дудникова, солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — рыжая, наглая, чувственная, но все же слишком интеллигентная для цыганки. Но очень откровенная в проявлениях чувств. Хосе — Липарит Аветисян, ведущий солист ереванского театра оперы и балета им. Спендиаряна — трогательно-влюбленный, искренний и доверчивый. И их история, которую Александр Титель перенес в послевоенную Испанию, — простая, понятная и грустная.
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков
«Давно было пора смыть толстый слой пудры с лица Кармен, придать ее движениям дерзкую сексуальность, а мужчин одеть в брутальные костюмы, вместо кажущихся мне несерьезными сегодня панталон в обтяжку и чулок. Сделать образный язык оперы ближе современному зрителю, тем самым обновив звучание всего произведения», — считает Борис Салахов, арт-директор Президентского центра Бориса Ельцина.
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков
«Смыв пудру» с Кармен, Александр Титель вывел на первый план не героев, а их любовь. Она живет под палящим солнцем. Но зной — в расслабленных движениях артистов, в откроенных нарядах работниц табачной фабрики, в заднике — непривычно простом, ослепительно белом. Чувства рождаются на фоне броневика, живут рядом с трамваем и угасают возле грузовика. Все это Александр Титель, назвав «подвижными предметами», вывез на сцену, а солдаты, дети, девушки и контрабандисты оживили, чтобы история любви зазвучала современно и по-новому.
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Александр Мамаев
«На мой взгляд — это просто революция в постановке „Кармен“. Я видел несколько классических постановок, — говорит Вадим Дубичев. — Дело не просто в механическом переносе происходящего в более современную эпоху. В целом удивительное прочтение. „Кармен“, с точки зрения истории взаимоотношения героев, для меня всегда была путанной и невнятной. Но в этой постановке она понятна».
Фото: Александр Мамаев
Фото: Владимир Жабриков
Говорят, самым сложным для артистов было, оставив в стороне стеснительность и воспитание, сыграть распущенность и откровенность. Но… смогли, сумели. Яростная женская драка, воинственная женщина в комбинашке на броневике, демонстрация девичьих прелестей и сексуальные танцы на столе, жадные взгляды мужчин, похотливые жесты и абсолютное отсутствие пошлости. Все это — просто жизнь. И именно об этом говорил Александр Титель: «Мы должны ответить на вопрос, насколько реальна и правдива история Кармен сегодня».
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Александр Мамаев
Каждая сцена — попытка дать ответ на этот вопрос. Лощеный Эскамильо в белоснежном костюме — приглашенный солист Большого и Мариинского театров Александр Краснов — не тореадор, а некая реинкарнация Стаса Михайлова (простите, поклонники, как высокого, так и эстрадного искусства). Он способен здесь и сейчас влюбить половину зала. Потому что сердца второй отданы нежной Микаэле — Ольге Пешковой. Она не та любящая простушка, какой привыкли видеть невесту Хосе зрители, а женщина, способная прощать обиды и верить своему мужчине, несмотря ни на что.
Фото: Александр Мамаев
Фото: Владимир Жабриков
«Мы услышали не только вокал, но и увидели хорошую драматическую игру актеров. Герои стали ближе, — делится впечатлениями Борис Салахов. — Мне кажется, режиссер-постановщик перенес время действия на максимально дозволенное от нас расстояние, чтобы не разрушить магию оригинала, но напомнить нам о чувственности, заложенной в произведение изначально. На сцене более раскрепощенный ХХ век, но еще на наступила „сексуальная революция“: конфликт между консервативной общественной моралью и свободой отношений так же заметен, как в ХIХ веке, что соответствует фабуле новеллы Проспера Мериме».
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Александр Мамаев
Фото: Александр Мамаев
Овации, которые после окончания спектакля не умолкали минут десять, — однозначное «да» режиссеру: история Кармен реальна. И интересна зрителям. Сегодня вечером на сцену выйдут другие Кармен и Хосе. Но танец со стаканами, заменившими кастаньеты, повторится сегодня. И каждый день, до конца недели еще можно увидеть девушек с табачной фабрики, босоногих испанских детей, играющих в войну, и новую «Кармен».
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков
Фото: Владимир Жабриков