Почему Кит Харингтон не подстригается? «Игра Престолов»: прогноз на шестой сезон. Внимание, спойлеры!
Не будет преувеличением сказать, что последние десять месяцев вопрос «Жив ли Джон Сноу» по популярности среди сериаломанов потеснил даже каноническое «Кто убил Лору Палмер?». О Джоне Сноу теперь знают даже те, кто не смотрел ни одной серии «Игры Престолов». А шокировавшая многих (особенно, не читавших первоисточник) концовка пятого сезона и отсутствие литературного продолжения (Джордж Мартин так и не выпустил новую книгу) вызвали дополнительный ажиотаж вокруг сериала. Между тем, ни появившиеся еще в феврале трейлеры и тизеры, ни вышедшая первая серия шестого сезона не только не дали ответа на вопрос о судьбе Джона Сноу, но и заставили задуматься (и крепко!) о судьбе всего шоу.
Сериал сбавил ход и начал дрейфовать еще пару лет назад, когда вселенную «Игры Престолов» покинул Тайвин Ланнистер. Смерть такой яркой фигуры и в книге оставила прореху. Ведь он держал в своих руках нити почти всех интриг. Не только боролся с врагами явными, используя для их устранения чужие алчность и властолюбие (это я про убийство Робба Старка руками Уолдера Фрея и Руссе Болтона), но и участвовал в отдаленном от Королевской Гавани конфликте вокруг избрания нового Лорда Командующего Ночным Дозором на далекой Стене.
Анна Чернышева, юрист и знаток «Игры престола»
И вот Тайвина не стало. Джорджу Мартину пришлось приложить немало усилий, чтобы наполнить повествование новыми интригами. Из ниоткуда читателю явился пропитанный негой, развратом и опасностью двор столицы Дорна. Его цепко держит в подагрических руках интересный персонаж — принц Доран Мартелл, правитель терпеливый и умный, масштабы замыслов которого определить подчас не могли даже члены его семьи. Что касается Железных Островов, то хоть семейство Грейджоев и находилось несколько «на отшибе» основной канвы сюжета, но следить за новыми персонажами и борьбой за власть, которую ведут те, что «не сеют» (девиз дома мореходов Грейджоев), было весьма интересно.
Но в сериале все по-другому. Где уж тут вводить новых персонажей, когда экранного времени не хватает? На Грейджоев — совсем, а от появившихся Мартеллов остаются лишь «рожки да ножки». Из многочисленного семейства в пятом сезоне нам предъявили лишь принца Дорана Мартелла и одного из трех его детей — Квентина. А в начале шестого безжалостно «выпилили» под самый корень.
То есть: человек, 15 лет неторопливо и методично готовящий месть Таргариенам и Баратеонам, которого слушался даже Оберин «Красный Змей» Мартелл (тот самый, который «Ты изнасиловал ее! Ты убил ее! Ты убил ее детей!»), в сериале прохлопал заговор, и его с наследником за пять минут порешила группа истеричных женщин. В итоге в Дорне мы имеем дворцовый переворот и полную неопределенность, в первую очередь, для зрителей: а зачем Мартеллы были нужны-то, если их убрали, не дав развернуться? Тот самый эффект «внезапности» от смерти персонажа (визитная карточка сериала) появляется лишь тогда, когда к нему успели привыкнуть, сумели полюбить, он стал «паровозом» своей линии. Тогда его кончина вызывает бурю эмоций. Принц Доран таким персонажем не был.
Семейная жизнь Сансы не задалась, она бежала из-под супружеского крова
Из повествования полностью выпал один из ярчайших персонажей — Мастер над монетой, хитроумный Петир Бейлиш. Задуманная им интрига по легализации семейства Болтонов в качестве Хранителей Севера (через брак Рамси Сноу с Сансой Старк), выглядит вполне провалившейся. Семейная жизнь Сансы не задалась, она бежала из-под супружеского крова вместе с Теоном Грейджоем и встретила начало шестого сезона в компании Бриенны Тарт. И теперь Санса, Бриенна, Теон Грейджой и Подрик Пейн, видимо, движутся на Стену, под защиту Джона Сноу.
Итак, что касается Джона Сноу… Жив ли он? Пока — в первой серии шестого сезона — определенно и явно мертв. Но его тело захватил единственный приличный человек в Черном Замке — Давос Сиворт. Он забаррикадировался с телом Джона и небольшой группой сторонников в одном из помещений Черного Замка и из-за двери троллит главу предателей и убийц сира Алиссера Торне. В том же ключе, что красноармеец Сухов, запертый в цистерне, контрабандиста Абдуллу: ситуация безнадежна, но мы крепки духом и еще повоюем.
Интрига Петира Бейлиша по легализации семейства Болтонов выглядит провалившейся
Однако Джон Сноу, повторю, мертв. Хотя сторонники линии #ДжонСноуЖив не теряют надежду на разного рода магию или на переселение души Джона в тело его лютоволка Призрака. Но… Кит Харингтнон, исполнитель роли Джона, не обстриг полагающиеся ему по роли кудри и провел слишком много времени на съемках, чтобы объяснить это «очень долгой сценой похорон» бастарда Неда Старка. Поэтому интрига по-прежнему сохраняется, и несмотря на явное «обмельчание» персонажей, смотреть сериал, все-таки, стоит.
Если раньше сериал брал сочными характерами и незащищенностью персонажей от Неведомого, то сейчас шоу может еще продолжаться за счет общей непредсказуемости. Все находятся в полном неведении относительно судьбы Дейнерис Таргариен. Начало шестого сезона она встретила бесправной пленницей некоего кхала Моро, который намерен отправить Бурерожденную в резервацию для всех овдовевших кхалиси (что с него взять? дикарь!). Но по следу Матери Драконов идут Даарио Нахарис и Джорах Мормонт. Спасут ли они ее или прикончат друг друга из ревности — неизвестно даже тем, кто прилежно читал книги.
Бран Старк, достигший цели своего путешествия, выпал из сюжета
Тем временем в Королевской Гавани Серсея Ланнистер встречает Джейме, вернувшегося с телом их дочери. Она деморализована и вспоминает давнее пророчество, согласно которому ей суждено потерять всех своих детей. Кроме того, королева-регент проявила себя как слабый и недальновидный правитель, ради сиюминутного интереса создав неконтролируемую и влиятельную партию клерикальных фанатиков под предводительством Его Воробейшества. Нищему проповеднику на улицах Королевской Гавани за пару сезонов удалось ослабить официальную власть, по-прежнему держа в своих руках королеву Маргери.
Традиционно премьерная серия сезона представляет собой расстановку фигур на шахматной доске — нам представляют завязки сюжетов, которые будут развиваться на протяжении остальных девяти серий. Но времени, по-прежнему, не хватает: из сюжета пока выпадает даже достигший цели своего путешествия Бран Старк, я не говорю уже про Петира Бейлиша, Ярру Грейджой и уплывшего еще два сезона назад бастарда Джендри.
Премьерная серия сезона представляет собой расстановку фигур на шахматной доске
Сериал дрейфует, стройный сюжет разваливается, новые персонажи погибают, не успев завоевать положенное им место, старые и проверенные просто идут из точки А в точку Б, а не проживают этот путь сообразно своим характерам и сюжетной роли.
Это нехорошие признаки. Но ведь опытный сериаломан знает, что шестой сезон традиционно тяжел для каждого шоу: зрители подустали и интерес их снижается, и неважно, о чем история — про драконов ли, про маньяков ли, про варку ли синего мета. Но зато теперь «Игра Престолов» становится самостоятельным произведением, поскольку радикально и окончательно оторвалась от книги, что создает интригу и дарит надежду.
Да, хочется, чтобы главным действующим персонажем снова стали не просто карлики, евнухи или нежить с Севера, а Рок — слепое провидение, которое в одночасье делает нищую принцессу в изгнании — Матерью Драконов, или, моментально обрывает блестящую карьеру не проигравшего ни одного боя претендента на престол Робба Старка. Мне не хватает этого, хотя по-прежнему интересно, жив ли Джон Сноу.