«Финансовый монстр»: триллер для тех, кто не ценит деньги, но любит тандем Джорджа Клуни и Джулии Робертс
«Ты хочешь выстрелить в телеведущего в прямом эфире перед миллионами зрителей?» «М-м-м… да». Такие беседы ведут полицейские Нью-Йорка, смотрящие взрывоопасное шоу «Финансовый монстр» в одноименном фильме режиссера Джоди Фостер. А кинозрителю в это время хочется обезвредить всю съемочную команду.
Телезвезда Ли (Джордж Клуни), со смаком растягивающий свою «денежную» фамилию Геейттссс, готовится к программе. Сейчас он выдаст диванным спекулянтам новую порцию инсайта и заказухи с рынков вперемешку с танцами и стриптизом. «Мы не занимаемся желтой журналистикой… Мы вообще не занимаемся журналистикой», — слегка грустит режиссер Пэтти (Джулия Робертс), наблюдающая через стекло кривлянья Гейтса. Уже здесь становится понятно, что фильм уличает мир капитала и «четвертую» власть в наплевательстве на интересы рабочих и служащих.
Инсайд и джинса вперемешку со стриптизом
Один такой трудяга по имени Кейн сегодня станет непрошенным гостем телепередачи. Глядя в объективы камер, с помощью пистолета и пояса шахида он потребует возмездия для трейдерской компании IBIS, из-за которой потерял все деньги. Далее последует смесь телеспектакля и триллера про террориста и заложников, журналистов и денежных воротил, а Джоди Фостер по ходу расскажет, что такое «хорошо», и что такое «плохо» в американском обществе.
Если вы любите кого-то одного из этой пары, идите в кино
Тут что-то личное. В 2011 году отец Джоди, бросивший ее в трехлетнем возрасте, загремел в тюрьму за махинации с коттеджами, а журналисты достали кинозвезду попытками взять интервью. Тем, кто в курсе бэкграунда, кино покажется более глубоким.
Что не оправдывает, например, спорных моментов в работе полиции. Штампованно карикатурны втянутые в историю исландские хакеры, забастовщики в Африке и массовка вокруг телевизоров в пабах и пицериях. Над этими зрителями, правда, автор один раз отлично пошутила, предложив им оценить жизнь телеведущего в баксах. Получился классный сатирический эпизод, главная сюжетная удача фильма. Детективная же линия вообще не выдерживает критики.
В мире электронных СМИ знают, как защищать демократию лучше, чем в ФСБ и ФБР
Детектив устраивают не стражи порядка, а телевизионщики Гейтс и Петти, да еще девушка Дайен — пресс-секретарь с Уолл-Стрит. Думать своей головой героям почти не придется. Помощь в защите демократии окажут почти обожествленные высокие технологии. На популярное слово «mambo» поисковик сразу выдаст нужного персонажа из Африки. Мы узнаем, что найти одного человека из семи миллиардов в случайной записи уличной камеры легче легкого: главное показать укуренному сисадмину «фото с паспорта». Чудеса творят даже смартфоны антигероев, явно подыгрывая силам добра. Сами злодеи-финансисты для простоты расследования вообще не защищаются: не читают новости, не смотрят ТВ, в запале признаются на камеру в грандиозных аферах…
В США злодеи-финансисты страшно далеки от информационных потоков…
Работники ТВ и пиарщики у Джоди Фостер слишком глупы. Дайен объясняет потерю 800 миллионов вкладчиков «компьютерным глюком». Money Monster Гейтс тычит пальцем в статистику молодого резко растущего трейдера и кричит, что он надежнее всех инвестиционных объектов в мире… Корпоративная коррупция? Нет, ни в коем случае! Гейтс искренне верит в ахинею, что несет с экрана. А режиссер успокаивает зрителей тем, что главный герой — обычный простофиля, как все жертвы «пирамид». Как дурачок умудрился стать миллионером, не поясняется.
…, а полицейские не способны расследовать денежные махинации
После «оскаровского» успеха драм «Игра на понижение» и «В центре внимания» идея показать в одном триллере «кухни» СМИ, пресс-служб и настоящих финансовых монстров кажется не самой глупой. Но результат не вдохновляет.
Фильм начинается как дешевая, вторичная, но серьезная социально-криминальная драма, «продающая» зрителю пару-тройку интересных технологий телешоу. Но где-то к середине все становится слишком авантюрным. Бедный Клуни как раз только начал стараться, отыгрывая кризис профессиональной самоидентификации и «стокгольмский синдром», а у Робертс удалось хотя бы встать со стула и постоять на ногах. Усилия актеров достигают максимума как раз в тот момент, когда все остальное в фильме уже вызывает смех.
Клуни, баксы, девушки — этого для кассового успеха картины, похоже, недостаточно
Имитация антиглобалистского бунта против «денежных мешков» наверняка развлечет социально-ориентированную публику, но неизбежно скатится к общепримиряющим выводам. Финансовая система США — здоровый механизм, пока в нее не залазят своими «пальцами» отдельные негодяи-коррупционеры. Телевидение — великая сила. Свобода слова творит чудеса. Обманывать граждан, зарабатывающих по 14 долларов в час, плохо. Делать свою работу хорошо — хорошо.
Выстрелить в прямом эфире?
Новых художественных или общественно-политических высказываний от фильма ждать не стоит. Смотреть его можно только из любви к триллеру и тандему Клуни — Робертс. Если не жаль финансов.
Телефон: +7 (343) 271-10-36; +7 (343) 271-09-73
Электронная почта: uprav_cinema@passage.ru
Сайт: passage-cinema.ru
Адрес: Екатеринбург, Вайнера, 9