«Кинотавр» предлагает «тяжелый» дебют режиссера Гоши Куценко, звездную обнаженку и флирт с несовершеннолетними
На сочинском кинофоруме продолжают обсуждать пьяные выходки Михаила Ефремова. Спустившись в фойе «Жемчужины» в банном халате, актер так шумно требовал продолжения банкета, что пришлось поработать охране. Судачат о видео, на котором Агнию Дитковските, экс-супругу Алексея Чадова, заметили за «романтическим флиртом» с 16-летним Семеном Трескуновым. Вряд ли стоит переоценивать обычный танец. Хотя, юный Трескунов, звезда сенсации фестиваля «Хороший мальчик», крутивший экранный роман со взрослой героиней Иевы Андреевайте, заслуживает внимания слабого пола.
8 июня в конкурсной программе показали «Год литературы» — историю жизни режиссера Ольги Столповской и писателя Александра Снегирева в подмосковной деревне. Опасавшийся камеры во время съемок Снегирев на презентации пустился в рефлексию, сравнив себя с эксгибиционистом Писуном из «Хорошего мальчика». «Мое сердце заликовало. Наконец-то есть персонаж, с которым я могу себя ассоциировать, — заявил писатель. — Не в том смысле, что хочу писать на людей… (зрители в первом ряду смеялись особенно громко). Я подумал о людях, показывающих себя голыми в парках. Сейчас мы делаем нечто подобное». В фильме, кстати, есть звездная обнаженка в прямом смысле. Но это не главное.
В Подмосковье во время «Года литературы» — пастораль. Фото: filmpro.ru
Леса и луга, цветущие яблони и лягушки в пруду, полянка, на которой стоит стол писателя Снегирева, и играет сдувшимся мячом его любимый пес. Налетевший ветер разбрасывает по двору листы бумаги, но писатель не выпускает из рук карандаш… Вечерами в его доме за бутылкой настойки «Снегиревки» веселятся Алиса Ганиева, Анна Козлова, Павел Санаев, Сергей Шаргунов и другие литераторы. Скоро «тургеневская» идиллия может закончится. Говорят, что участок Санаева и Столповской снесут под строительство трассы. 2015-й год объявлен в России годом литературы…
Явка на фильм была рекордно низкой. Многих насторожило появление в конкурсе документальной ленты. Столповская считает, что будущее — за сплавом игрового и неигрового, и вбрасывает термин «синема-вербатим» (кино-речь). Тут сразу вспоминается странная «нобелевка» Светланы Алексиевич, полученная за нон-фикшн. И даже неигровое действие фильма выглядит отчасти натянутым. Полфильма герои размышляют об усыновлении, но результата пока нет. Другая часть ленты — страдания о писательском доме, который, как сообщила режиссер, сносить уже не собираются.
Никто не мешает Дмитрию Дюжеву делать сэлфи. Фото: Николай Курилов
Все знают, как на самом деле зовут Гошу Куценко? Правильно, Юрий! Так вот, Юрий Куценко дебютировал на «Кинотавре» как режиссер — с фильмом «Врач», а главную роль исполнил Гоша. Режиссер шутит, что у Гоши преимущества перед другими актерами: он знал сценарий и не просил денег. «На этой сцене мы, в основном, представляли комедии, — заявил автор. — Каждый раз я пытался поделиться веселым настроением, вызвать улыбку. Сегодня я режиссер. Стоило снять картину, чтобы получить ощущения, которые я испытываю. Теперь могу сыграть в кино режиссера».
Фильм оказался серьезной, местами тяжелой для зрителя драмой про нейрохирурга. Крупным планом на экране — операции на мозге, состояния между жизнью и смертью. «Я хотел сказать о вечных материях простыми словами и посвятить эту картину всем, кого не удалось спасти, тем, кто смог победить болезнь, и всем настоящим врачам, которые посвящают свою жизнь борьбе за наши жизни», — говорит Куценко.
Юрий Михайлович (кличка Юм) оперирует головы и привык выносить страшные диагнозы. На его столе нередко умирают люди. Это привычно. Его пугает другое — участь пациента, ставшего «овощем». «Если со мной что-то случится, убей меня!» — просит Юм подругу-медсестру. Однажды на прием к Юму приходит первая любовь Алла (Алена Хмельницкая), готовая умереть от руки близкого человека…
«Кинотавр» не перестает обсуждать пьяные выходки Михаила Ефремова. Фото: kinotavr.ru
«25 лет режу людей, и никакого удовольствия», — говорит пьяный герой Гоши, уставший от неравной борьбы с раком. Чтобы как-то развлекаться, он упражняется в юморе («Мы жарим мозги, как Энтони Хопкинс, а опухоли собачкам отдаем») и окружает себя любовницами. Шутки и мелодрамы помогают зрителю взбодриться. Но лишь отчасти. Фильм остается «цеховой» драмой, перегруженной терминами, меняющей сюжетную динамику на больничные будни. Режиссер признает, что кино скорее авторское. Пусть будет так. В любом случае этот кинопортрет врача важен для России, страдающей от дефицита фильмов о профессионалах.
В городе Сочи по ночам кино показывают всем желающим. Фото: kinotavr.ru
В этот день неожиданно произошла премьера и на площади перед Зимним театром, где бесплатно показывают не самое новое кино всем желающим. Режиссер Дмитрий Изместьев представил ромком «Не свадебное путешествие», в котором бизнесмен с Рублевки выдал свою строптивую дочь Алену замуж за первого встречного — за ресторанного музыканта Ваню. Режиссер сообщил, что фильм еще не вышел в прокат, и попросил похлопать, если понравится. По ходу действия зрители периодически смеялись, но в финале аплодировали вяло. Похоже, Изместиев совершил типичную ошибку, сняв «гламурную» романтическую комедию по американским стандартам. Такие фильмы могут иметь прокат, но быстро забываются. Остаются надолго только самобытные «Хорошие мальчики».