Дневник «Кинотавтра»: «Коллектор» и «После тебя» — фильмы, обреченные на успех

10 июня 2016, 12:08

В конкурсной программе четвертого дня фестиваля «Кинотавр» — фильмы, которым прочат кассовый успех. Один из них — о «больной теме»: коллекторах и выбиванию долгов. Во втором — главную роль исполнил Сергей Безруков, которого зрители беззаветно любят со времен «Бригады». И не важно, что «Коллектор» с Хабенским — скорее, психологическая драма, нежели ожидаемый боевик, а Безруков играет не бандита, а звезду балета.


Дневник «Кинотавтра»: «Коллектор» и «После тебя» — фильмы, обреченные на успех

9 июня фильм «После тебя» студии Сергея Безрукова и режиссера Анны Матисон стал одним из фаворитов «Кинотавра». Алексей Темников (Сергей Безруков) в 90-е был мировой звездой балета. «Барышников хорош. Но я тоже — гений», — заявлял он журналистам Нью-Йорка. Травма заставила танцора бросить карьеру. Через двадцать лет живущий в затворничестве артист узнает, что болезнь скоро приведет к параличу, и берется за постановку балета, давая свободу внутреннему гению. Его надменность и снобизм давно распугали друзей и коллег. Гений одинок в борьбе с безжалостным временем.

У Сергея Безрукова давно уже статус главного мастера биографического кино. Фото: Александр Ельчищев

Единственным героем, на которого Темников не смотрит свысока, стал худрук Мариинки Валерий Гергиев. «Темников, несмотря на то, что он «говнюк и подонок» — личность, — заявил Безруков. — И Гергиев — личность, позволяющая Темникову реализовать внутреннего Моцарта, которого он сдерживал двадцать лет». 

Продюсер Алексей Кублицкий сообщил, что авторы думают о Книге рекордов Гиннесса: в ходе работы над фильмом родился — совместно с Мариинским театром — совершенно новый балет. «Фильм и реальный балет создавались вместе и друг друга обогащали. Спектакль уже в репертуаре театра», — подчеркнул продюсер.

Фильм создает эффект присуствия звезды балета Темникова в реальной истории. Фото: kinopoisk.ru

После показа понятно, почему в поисковиках популярны запросы «Алексей Темников биография», «Алексей Темников Википедия», почему жители Петербурга считают героя фильма исторической фигурой. Синтез кино, театра и ТВ, камео-роли Аллы Духовой, Дмитрия Хрусталева, Андрея Малахова, Валерия Гергиева, «биографический» фильм от «Первого канала»… все это создает эффект присутствия Темникова в новейшей истории. Анна Матисон поясняет, что имитация байопика — не самоцель, главное — достоверность в показе творческого процесса и результата: «Музыку показать сложно, поэтому в фильмах часто условные музыка и танцы, а у нас все настоящее».

«Черный лебедь» Аронофски не получился. Это кино — про другое. Фото: kinopoisk.ru

На вопрос «Почему главного героя отправили на такую помойку, как шоу «Пусть говорят»?» Анна ответила, что телешоу Малахова выбрано как квинтэссенция поп-культурного зла: «Это как восхождение на Голгофу. Герою нужно прийти и сделать это. Он последний раз смотрит на людей, на зрителей в зале, на свои руки… внутренне собирается…»

Фильм начали сравнивать с работами Даррена Аронофски. Да, «Рестлер» и «Черный лебедь» — родственные произведения. Но «После тебя» — о другом. Как рассказал Безруков, хореограф Мариинки сразу поставил условие: если будет новый «Черный лебедь», совместной работы не получится. Прочитав сценарий, он убедился, что Матисон и Безруков создают уникальное кино.  

Хабенский в «Коллекторе» — мастер психологической атаки. Фото: Вадим Ахметов

Представлять фильм «Коллектор» сценарист и режиссер Алексей Красовский вышел в костюме и босиком. «Меня преследует сон, в котором на торжественном мероприятии выясняется, что на мне нет обуви. Я не пытался понять логику этого сна. Но вчера перед показом понял, что это был страх забыть что-то важное. Например, рискнуть», — сказал автор, добавив, что рисковали все: инвесторы, вкладывавшиеся в фильм неизвестного человека, актеры, согласившиеся сниматься, члены группы, осуществившие съемки за семь ночей. Тут же оказалось, что разделить риски готова студия «Дисней», которая вчера решила выпустить «Коллектора» в широкий прокат.

О выбивании долгов режиссер Алексей Красовский рассказал в камерной драме. Фото: kinopoisk.ru

Артур (Константин Хабенский) — профессионал по вышибанию долгов, крупная фигура в федеральном коллекторском агентстве. Он не пишет гадости в подъездах, не портит входные двери и не угрожает должникам убийством. Артур — мастер психологической телефонной атаки на должника. Он предельно жесток в своих методах, но удерживается на грани законности. Однажды его рабочая ночь превращается в триллер. Коллектору решила отомстить женщина, должника-самоубийцы, с которым недавно работал Артур.

Тепло принятый «Кинотавром» 74-минутный фильм представляет собой камерную драму, в которой на экране — только Хабенский (остальные герои — голоса в телефонах и офисе, и мутные силуэты под окнами бизнес-центра).

Хабенский втупил в бой с депутатами Госдумы, показая человеческое лицо коллектора. Фото: kinopoisk.ru



«Мы в жизни часто по одну, либо по другую сторону коллекторского вопроса. Мы сталкиваемся с выбором «как отдать?» или «как забрать?» — даем в долг или занимаем», — расширил тему фильма Хабенский. Красовский, недовольный попытками запрета коллекторства со стороны Госдумы, подчеркнул: «Когда мы начинали, никто еще не дал команду «Фас!». Это сегодня коллекторы в обществе антигерои».

9 июня «Кинотавр» аплодировал еще одной работе на банковскую тему. Победителем программы «Короткий метр» стал фильм «Кредит»» Вадима Валиуллина — история девушки Насти, которая с трудом расплачивается по кабальному ипотечному займу и неожиданно узнает, что смертельно больна. Вручая премию, члены жюри были единодушны. «Как здорово, что что появляется совершенно ни на что не похожее кино, — заявил член жюри Жора Крыжовников. — Я лично позавидовал смелости людей, создававших эту картину». 

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх