Эффект бабочек. Спектакль «БЫ» с хэштегом #кричащееодиночество
Накануне в Центре современной драматургии состоялся премьерный показ «Бы», заявленного как моноспектакль невероятной примы «Коляда-Театр» Тамары Зиминой и приуроченный к дню ее рождения. И екатеринбургский бомонд заполнил маленький зал ЦСД, явно не рассчитанный на такое количество зрителей. Они пришли посмотреть на блистательную Зимину, поддержать продюсера постановки Галину Палиброду и убедиться, что наш земляк Дмитрий Соколов — ученик Коляды, уехавший в столицу, не растерял там свой талант. И не прогадали.
Отменный в спектакле получился саундтрек — главная героиня в перерывах между несбывшимися воспоминаниями поет советские песни: в джазовой манере с грузинским акцентом. На самом деле все партии исполняет московская певица Теона Контридзе, но делает это так изящно и талантливо, что безоговорочно веришь и в буфф, и в невесть откуда взявшийся на сухоложской даче профессиональный микрофон.
Но, конечно, затем история разворачивается и закручивается, и рамочно проходят перед нами призраки бывших мужей — за одним героиня полжизни таскала саксофон, второго просто любила, но он ее бил.
Такая узнаваемая и интуитивно понятная стилистика театра Коляды? А вот и нет! Несмотря на то, что автор пьесы и режиссер Дмитрий Соколов и является учеником солнца русской драматургии, прямым потомком и снимателем кальки назвать его не получится.
Великая, характерная, уверенная Тамара Зимина. Фото: Вадим Балакин
Во-первых, язык пьесы хоть и состоит на добрую половину из где-то когда-то всеми слышанных афоризмов, надерганных из интернета демотиваторов и трендовых фразочек, но выполняет роль мишуры на елке, декораций, которые в конце спектакля героиня сдирает со стен своего жилища — как праздничное платье, как собственную кожу со своей неудавшейся жизни.
Во-вторых, актриса Зимина действительно великая, характерная — и да простит меня Николай Владимирович, но у Соколова она более живая, уверенная и сочно проживающая эти маленькие трагедии в моменте. Могу предположить только, что некоторые находки были не только режиссерские, но и самой актрисы.
В-третьих, в пьесах Коляды мы рассматривает ситуацию «здесь и сейчас», постфактум, так сказать, и там уж как кривая вывезет — да или нет, решать зрителю, то у Соколова четко читается «эффект бабочки» — если бы она взмахнула крыльями в другом месте, то жизнь могла бы повернуться иначе. Или не могла? После одного неправильно принятого решения — следует ли цепочка таких же точно усугубляющих или есть возможность все исправить?
Один из Сергеев, Сережей и Серых — Александр Сысоев. Фото: Вадим Балакин
Спектакль очень «фастфуд» — идет всего час, чтобы зрители не дай бог не распереживались о том, что действие затягивается и надо до пробок успеть уехать из центра. На самом деле, только ко второму или даже к третьему одноименному герою начинаешь догадываться, о чем, собственно, идет речь и после уже с нетерпением ждешь появления остальных Сергеев, Сережей и Серых. А потом с тоской ждешь кульминации, вернее — всеми силами стараешься мысленно направлять просьбы авторам и исполнителям, чтобы они оттянули развязку.
И да, когда начинают раздаваться звуки только что начавшейся, но уже обрываемой жизни — разум отказывается воспринимать следующую затем мизансцену. Весь спектакль будет состоять из таких болевых ярких точек человеческих эмоций и непроглядной тьмы одиночества, готовьтесь.
«Бы» — это о непроглядной тьме одиночества. Фото: Вадим Балакин
И чтобы вы понимали — зал рыдал. Да, женщины, использующие дорогую косметику, плакали настоящими слезами со всхлипами. Мужчины в элегантных костюмах ерзали и поправляли очки. Остается загадкой, откуда молодой драматург настолько хорошо знает жизнь и тайные женские переживания, что он не только в состоянии перенести их на театральные подмостки, но и заставить сопереживать этому мужчин?
Идти и смотреть настоятельно рекомендуется. Чтобы узнать другую жизнь, если вы все еще неприлично молоды и не задумываетесь о завтрашнем дне в части его нематериальной составляющей. Чтобы сэкономить на визите к своему психотерапевту и самостоятельно прожить модную нынче «драму символов», понять и принять собственные опыты. Чтобы насладиться игрой Зиминой, актеров «Коляда-театра», хорошей сценографией и историей чьей-то жизни, как если бы она была вашей. Если бы.
28 июня спектакль «БЫ» будет показан в рамках фестиваля «Коляда-Plays»
Драматург и режиссер — Дмитрий Соколов
В ролях: Тамара Зимина, Константин Итунин, Александр Сысоев, Никита Борисов, Алексей Романов, Антон Бутаков, Павел Рыков, Александр Логинов
Стоимость билетов: 500 рублей
Продолжительность: 1 час без антракта