ММКФ-2016 открылся! Лузеры в Париже и ночь страха в Нью-Йорке

23 июня 2016, 16:47

Гости и участники московского международного кинофестиваля сегодня вечером прошли по красной дорожке у кинотеатра «Россия». Они отправились на церемонию открытия, где были озвучены имена членов жюри, которым предстоит оценить 13 картин из разных стран от Австрии до Коста-Рики. От России на фестивале — фильм Николая Досталя «Монах и бес». А «Моменты» предлагают вам познакомиться с первыми фильмами конкурсной программы. Французские киношники рассказали нам, как весело пережить экономический кризис. Датчане вынесли на экран одну из самых пугающих и поучительных страниц криминальной хроники США.


ММКФ-2016 открылся! Лузеры в Париже и ночь страха в Нью-Йорке

Открыл ММФК фильм о жуткой истории в США

В судейскую кинобригаду вошли: автор культовой «Иглы» Рашид Нугманов (Казахстан), звезда «Ученика» Виктория Исакова, представитель индийской династии, актер и продюсер Рандхир Капур, режиссер Ульрике Оттингер (Германия), в 2004 году показавшая в Берлине свои «12 стульев», а также Ивайло Христов (Болгария), обладатель гран-при ММКФ 2015 за фильм «Лузеры». После церемонии показали фильм открытия — «Ке-Ды» Сергея Соловьева — историю парня Саши, который накануне призыва в армию знакомится с девушкой Амирой и везет в детский дом ее сына, страдающего аутизмом. 

Сергей Соловьев шесть лет не снимал кино. И, наконец, представил свою новую работу на ММФК. Фото: Николай Курилов

Себастьен Бетбедер презентовал мелодраму «Мари и неудачники». Как часто бывает у французов, в центре истории — молодая особа с хрупкой душевной организацией и приятелями из богемы. Вокруг фотомодели Мари отираются автор одного романа Антуан (бывший бойфренд), редактор обанкротившегося в кризис левацкого журнала Симеон (случайный знакомый) и парочка музыкантов — молодой Оскар, страдающий лунатизмом, и пожилой Космо, которому Мари является в галлюцинациях. Эти лузеры превращают бедную девушку в свою навязчивую идею и носятся за ней по всей Франции. Мари тоже вдохновлять и вдохновляться не отказывается. 

Начиная с дебюта «Облако» (2007), режиссер с удовольствием наблюдает за любовными и социальными кризисами интеллигенции. Снова мы слышим обращенные к зрителю и похожие на читку пьесы закадровые монологи героев, их биографии мы изучаем по старым фото, картинам и кассетным видеозаписям. Бонус этого года — актуальная французская электронная музыка («Она как отдельный персонаж, — говорит автор. — Для некоторых героев — что-то религиозное») и свежий «разговорный» юмор.

На встрече с создателями фильма разбирали понятие «лузер». В названии кино последнее слово правильно перевести как «пережившие кораблекрушение». Неудачники Бетбедера словно выброшены на берег различными кризисами и оглядываются в поисках вариантов продолжения жизни. «Было бы несправедливо считать лузеров, учитывая экономическую ситуацию во Франции, совсем уж людьми вне общества, — рассуждает режиссер. — В нашем случае неудачник не проигрывает, а противостоит: правительству, проблемам, европейским кризисам, пытается заниматься творчеством и жить своей жизнью».  

Претенциозные статичные кадры, во время которых можно сбегать в бар за газировкой, из фильмов Бетбедера (на фото), похоже, ушлиФото: Антон Белицкий

«Мы все в чем-то лузеры, но это не негатив. Лузер способен не двигаться со всем миром, а остановится, посмотреть на мир и себя со стороны. Хорошо, что Себастьян нам предоставил такой опыт», — заявил актер Дамьен Шапель. Его герой смотрит на свои ночные хождения во сне в стиле хоррора «Паранормальное явление», некое отделение от тел происходит и у других персонажей (режиссер любит украшать фильмы стилизацией под мистику). В результате получаются занятное пособие об ощущении лузерства «как блаженства». С точки зрения авторского кино, весьма удачный эксперимент.

Датчане на экране — жесткие ребята, даже, если они девушки. Тридцатилетняя уроженка Копенгагена Пак Грастен представила фильм «37», основанный на событиях, произошедших поздним вечером 13 марта 1964 года в Бруклине. Возле обычной жилой многоэтажки жестоко изнасиловали и убили молодую девушку. 37 соседей стали свидетелями этого преступления. И никто не вызвал полицию…

Если всерьез использовать в кино понятие «экзистенциальный ужас», то это он и есть. Грастен, снимая один двор и несколько квартир, заваривает на экране такой густой и липкий кисель из социальных, психологических, семейных страхов и тревог, что ближе к финалу зритель не удивился бы ни появлению дьявола, ни резне бензопилой. Но самое страшное, что ничего подобного не происходит. За окном просто зовет на помощь соседка Китти… Зритель готов выпрыгнуть из кресла, орать, бежать, открыть проклятую дведь на улицу. А у героев фильма есть другие дела. 

Пак Грастен пояснила, что для нее было принципиально показать мотивы каждого из 37 героев. «Я сосредоточилась на том, почему каждый из этих людей не позвонил в полицию, — говорит режиссер. — Единственный чернокожий в белом квартале не хочет привлекать к себе лишнее внимание… У всех свои страхи, и когда их становится слишком много, начинается равнодушие».

Пак Грастен  представляет конфликт глазами детей, чтобы показать, как взрослые, выработавшие в себе толерантность к насилию, учат тому же новых людей. Фото: ovideo.ru

Чем можно заняться, когда во дворе убивают человека? Можно резать свеклу, пересчитывать церковные свечки, чинить кран на кухне, врубить музыку, пить виски, и воспитывать детей: «Первое правило выживания — не вмешивайся».

Гости фестиваля поздравляли Пак Грастен с отличным полнометражным дебютом и рассказали режиссеру, что для России цифра 37 уже давно является символом зла, которое от страха не замечали. Не будет большой натяжкой, если сказать, что «37» — это работа уровня Дэвида Финчера («Зодиак»). Никто не удивится, если фильм датского режиссера войдет в число сильнейших на ММКФ. 

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх