Дневник ММКФ. На Московском кинофестивале раскрыли тайну убийства режиссера Пазолини

27 июня 2016, 04:57

На 38-м Московском международном кинофестивале показали самый долгожданный и мощный фильм — «Козни» итальянца Давида Гриеко. Эта биографическая картина снова возвращает зрителя к последним дням жизни Пьера Паоло Пазолини: в 2014 году американец Абель Феррара представил в Венеции байопик «Пазолини». Интерес к событиям 2 ноября 1975 года, когда на пляже в Риме была найдено тело знаменитого режиссера, понятен. Именно в новом веке история гибели Пазолини превратилась в настоящий детектив.


Дневник ММКФ. На Московском кинофестивале раскрыли тайну убийства режиссера Пазолини

Изначально убийцей признали 17-летнего Пино Пелози. Якобы гомосексуалист Пазолини привез его на пляж, был груб, за что и поплатился. Характер травм (режиссера били ногами и палками, давали автомобилем, сломали ребра, челюсть, повредили сердце и другие внутренности, наполовину оторвали уши…) говорил о групповом преступлении. Но Пелози все взял на себя. И лишь в 2005 году заявил, что не убивал.  

В новом веке окрепла и теория заговора. Накануне смерти Пазолини писал книгу «Нефть» о гибели главы нефтегазовой компании Eni Энрико Маттеи. Изначально считалось, что самолет с итальянским нефтяником упал из-за непогоды. Позже выяснилось, что лайнер взорвали. Главной версией стал теракт со стороны мафии и американских корпораций, пытавшихся отнять бизнес Маттеи. Пазолини узнал о теракте одним из первых. В работе над книгой ему помогал журналист Мауро де Мауро. Сначала мафия разобралась с ним, чуть позже убили самого режиссера… 

Давида Гриеко указывает на политический характер убийства Пазолини. Фото:  ММКФ

Абель Феррара в своем фильме воспользовался скандальными информповодами, но не отработал их. Он сделал философский портрет режиссера, в котором почти нет политики, а убийцы — гопники-гомофобы. На волне борьбы за права ЛГБТ такой политкорректный подход многих устроил. Но не всех. Давид Гриеко прямо указывает на политический характер преступления и даже произносит имена заказчиков. Также некоторые козни строятся вокруг фильма «Сало или 120 дней Содома», монтаж которого Пазолини завершал в последние дни жизни. Попытка перенести роман Маркиза де Сада в Италию времен Второй мировой спровоцировала нападения на Пазолини со стороны неофашистов. Гриеко говорит, что этим не ограничилось…

Феррара в своей работе возвращается к киноэстетике Италии 70-х, даже вставляет в фильм парочку порно-экранизаций рассказов Пазолини, реконструируя стиль своего кумира. Итальянец Гриеко на все это арт-порно уже насмотрелся, работая ассистентом режиссёра у Пазолини и Бертолуччи. Сегодня он известен как автор более сотни документальных биографий режиссеров и кинозвезд. Поэтому его в первую очередь интересуют факты, для зрелищности упакованные в формат криминального триллера. Но самое главное, что этот фильм для него — дело чести. «Это преступление — одно из самых очевидных политических преступлений», — заявил на премьере режиссер, который познакомился с Пазолини в девятилетнем возрасте и был одним из его близких друзей.

История Пазолини и предавшего юноши Пино показана сотсылкой к Иисусу и Иуде. Фото: ММКФ

«Ум, честь и права с политикой Италии несовместимы», — такой цитатой из Пазолини начинает Гриеко свой фильм. В ходе действия мы видим, как накалена обстановка в Италии. В обществе набирают силу коммунисты (сам Пазолини был радикальным марксистом). Им жестко противостоят право-консервативные политики при поддержке неонацистов, мафиози и американцев («За десять лет в Италии только официально было убито около 3500 представителей левых сил», — говорит Давид Гриеко).

До некоторых пор всемирно известному Пазолини прощается его скандальность. Пока режиссер и политик не берется за книгу «Нефть»… Финальный сюрреалистический кадр: на умирающего на пляже Пазолини со всех сторон надвигаются зловещие нефтекачалки на гусеницах, как у фашистских танков. Метафора проста: в послевоенной Италии американцы и мафиози пытались построить квазифашистское государство. В борьбе с этим монстром и погиб великий режиссер. 

Роль Пазолини исполнил итальянский певец и актер Массимо Раньери. Фото: ММКФ

На премьере режиссер добавил фактов: «Когда американцы высадились на Сицилии, глав мафии поставили мэрами ключевых городов, выстраивались новые иерархии. НАТО проводила операцию „Гладио“, создавая радикальные антикоммунистические организации „Stay Behind“. готовился государственный переворот, как в Греции…» Пазолини максимально приблизился к разгадке творящихся козней. И принес в жертву свою жизнь. 

По версии Гриеко режиссер стал жертвой американцев и мафиози. Фото: ММКФ

История Пазолини и предавшего его юноши Пино показана в фильме с явной отсылкой к Иисусу и Иуде. Кажется даже, что Пьер Паоло предвидит и режиссирует свою жертвенную смерть. «Пазолини много раз приближался к Христу. О христологической концепции его творчества написано много книг, — поясняет Гриеко. — Пазолини понимал, по моему мнению, что идет на смертельный риск. Я всегда боялся, что с ним что-то случится».

Гриеко сожалеет, что правду удалось рассказать в кино только сегодня: «Мы, итальянцы, не очень смелые люди…». Но лучше поздно, чем никогда. По словам режиссера, три недели назад его кино подтолкнуло итальянский парламент к созданию новой комиссии по расследованию убийства Пазолини. «Докладчица открыла заседание словами о том, что это политическое преступление, — рассказывает режиссер. — У нас в этом нет никаких сомнений».

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх