Дневник ММКФ. У Михалковых — бал, у братьев-славян — фильмы о послевоенном джазе и «продаже родины»
27 июня в рамках Московского международного кинофестиваля в Галерее искусств Зураба Церетели состоялся грандиозный вечер Благотворительного фонда «Русский Силуэт» — «Большое кино. Звезды для звезд». Приглашенных традиционно встретила президент фонда «Русский Силуэт» Татьяна Михалкова. «Моменты» побывали на главной светской тусовке столицы, но не забыли и о кино — в конкурсной программе были показаны сразу два фильма о нелегкой жизни мастеров американского джаза в странах Варшавского договора. Польские кинематографисты отнеслись к теме с юмором, а болгарские более строго. Русским досталось в обоих случаях.
Кульминацией светской части фестиваля стал показ от Валентина Юдашкина. В нарядах прославленного модельера из коллекции «Звездам кино посвящается» по красной дорожке прошли актрисы Анастасия Макеева, Марина Орлова, Олеся Фаттахова, Анна Снаткина, Анастасия Шубская, Анна Михайловская, Екатерина Кузнецова, Настя Задорожная, Настасья Самбурская, певицы Зара и Анжелика Агурбаш, победительница конкурса «Ты — Супермодель» Ксения Гусева, телеведущая и модель Ксения Берзина. Каждая из моделей представила уникальный образ одной из известных исторических личностей. Среди них: Елизавета II, Анна Каренина, Кармен, прославленные актрисы немого кино.
Кинематографическая часть ММКФ получилась весьма контрастной по отношению к светской феерии. Ветеран польской кинематографии Януш Маевский представил драму «Эксцентрики». Режиссер часто обращается к истории страны, экспериментируя с разными жанрами. В 1998 году он сделал авантюрную комедию «Золото дезертиров» про еврейских воришек, решивших поучаствовать в «сопротивлении» и ограбить гитлеровский банк. В 2011 году снял довольно серьезный «Маленький экзамен зрелости 1947» про юношу, организовавшего антисоветский кружок. «Эксцентрики» — это музыкальный фильм о Польше конца 50-х, где есть и юмор, и драматическая линия с критикой строительства коммунизма.
Поляк Фабиан Апанович, после войны живший в США и Англии, и преуспевший в джазе, возвращается на родину. «Не хочу умереть за границей от переедания», — шутит он. Музыкант разъезжает на красной «Бэнтли», обменивает контрабандные доллары и создает свинг-группу из случайно подвернувшихся талантов. Несмотря на аскетичные нравы страны Варшавского блока, джазмены становятся звездами, на их концерты приходят члены правительства и партийные лидеры… Но неожиданно музыкальная сказка приобретает черты антиутопии.
Фильм классно реконструирует эпоху в стиле веселого ретро. Фото: ММКФ
В «Эксцентриках» шутят обо всем: об эксцессах соцкультбыта, о политике и польской классике, гомосексуалистах и евреях (все вопросы — к Маевскому). И постоянно поют. «Мне 85 лет, и я пережил все на собственной шкуре, — заявил журналистам Маевский. — Мне часто говорят, что те времена не были яркими, но я был молод, многое нравилось. Музыка была моей религией, спасала от политики и разного бреда, которого было много. Но фильм не о музыке. Это кино о необходимости свободы, о страсти, без которой жизнь человека лишена смысла».
Музыкант разъезжает на красной «Бэнтли», обменивает контрабандные доллары и создает свинг-группу. Фото: ММФК
Веселье порой сквозь слезы. Особенно там, где программные упреки в адрес СССР. Сестра главного героя рассказывает, как в 1939 году казнили ее мужа, а остальных родственников отправили в лагеря… «Я часто приезжал в Москву, у меня было много друзей. Сейчас мы что-то утратили в отношениях Польши и России», — с сожалением сказал Маевский. «Может быть, помогает славянская ментальность, но я легко нахожу общий язык с русскими в разных уголках мира, — продолжил исполнитель главной роли Войцех Пшоняк. — Великое русское искусство находит отклик в Польше, как и польское искусство в России».
Музыкальная сказка неожиданно приобретает черты антиутопии. Фото: ММФК
Болгарский режиссер Радослав Спасов показал «Поющие башмаки» — байопик про джазовую певицу Лею Иванову и ее мужа, композитора Эдуарда Казасяна. «В 2006 году, я случайно встретил Казасяна, когда он выходил из архивов госбезопасности и плакал, — поделился на встрече с журналистами Радослав Спасов. — Я спросил его: „Что с тобой, Эди?“ И он ответил: „Ее заставили выйти замуж за меня!“ Мы сели на скамейку и долго молчали…» Через несколько лет Казасян умер. Спасову позвонили и сообщили, что композитор оставил для него послание. «Я воспринял это как человеческий долг и начал читать документы и дневники…» — говорит режиссер.
Режиссер Радослав Спасов считает, что рассказать историю Леи Ивановой — его долг. Фото: ММКФ
«Поющие башмаки» сняты при поддержке государственного ТВ и выглядят как подрезанный сериал (получилась 141 минута, очень затянуто). Кино показывает жизнь Ивановой с 1931 года до смерти, играют четыре актрисы.
Джаз в фильме прекрсен. Все остальное — без логики и стиля. Фото: ММКФ
В стремлении к тотальному байопику теряется часть логики и стиля, несмотря на попытки укрепить сюжет линиями музыкантов и даже гэбэшников, влюбленных в певицу. Зато после появления «напавшей» на Болгарию Красной армии режиссер выдает пачку китчевых сцен перевоспитания исполнительницы «идеологически чуждой музыки».
Иногда хочется закрыть глаза и просто слушать музыку. Фото: ММКФ
Интрига о спецслужбах взята из жизни, но работает слабо. Не верится, что бумажка, подписанная Ивановой при Сталине, имеет силу до восьмидесятых (при том, что с 1963 года Иванова из Болгарии уехала и добралась до Западной Европы, США и Канады)… «Не верю!» этому кино хочется сказать часто. Даже странно, ведь снято по документам. Порой возникает желание не смотреть, а просто слушать. Джаз здесь, как и в польских «Эксцентриках», очень хорош.