Дневник ММКФ. «Огненная» роль Тимофея Трибунцева в фильме «Монах и бес» — в прокате с 8 сентября
Единственным российским фильмом в конкурсе ММКФ стала трагикомедия Николая Досталя «Монах и бес». У картины, в отличие от многих, уже известна дата проката — с 8 сентября. Но на большую кассу авторы не рассчитывают. «Сегодня смотрят подвиги, аттракционы, развлекательное кино, — заявил продюсер Игорь Толстунов. — При всей склонности к „жанру“ наша картина — не развлекательная. Мы надеемся собрать зрителей, но много их не будет. Если достигнем результатов фильма „Остров“, будет очень хорошо, и это уже потолок».
На премьере говорили о религиозности и атеизме, «русской душе», современном зрителе и перекопанной Москве. А в первые секунды фильма зрители смеялись — от радости узнавания. В дымящейся и вспыхивающей огнем одежде послушника по дороге семенит персонаж Тимофея Трибунцева… Любители российского кино, знакомые с фильмами Жоры Крыжовникова и картиной «Орлеан», уже давно ждали, когда Трибунцеву дадут классную главную роль. Дождались. Послушник исчезает в воротах мужского монастыря. И начинается кино — веселая и печальная сказка о том, как простой мужик российского императора накормил, попов заставил подумать о людях, а демона научил молиться.
Герой Трибунцева сыплет поговорками, «как горохом» и творит чудеса. Ловит в реке фантастических рыб, силой мысли рубит лес и за минуту разговора убеждает случайно заглянувшего в монастырь Николая I сократить количество крепостных с половины до трети… Это все очень весело и умно. Как будто смотришь экранизацию чего-то неизданного из Салтыкова-Щедрина или Гоголя.
После «Орлеана» любители российского кино ждали большой роли для Тимофея Трибунцева. И дождались! Фото: kinopoisk.ru
Ближе к середине фильма вселившийся в послушника демон вылезает на свет и превращается в дебютанта Георгия Фетисова. Тут начинается другое кино — о маленьком человеке и большом фанатике, мечтающем поскорее организовать революцию и «всех эмансипировать от всех». Фетисов с ролью справляется слабо, хотя сейчас именно он должен обеспечивать драйв. Шутки провисают, road movie, которое должно превратить антагинистов в духовных братьев, обнаруживает нехватку бюджета… В итоге действие, мощно разогнавшееся в первой части, благополучно докатывается до титров, но финиш сложно назвать триумфальным.
Николай Досталь не в первый раз создает фильм, наполненный дурашливым, «наивным» скоморошьим юмором. Фото: ММКФ
Ошибочно думать, что в России только заикнись о «православии» в кино, тут же сработает принцип «духовных скреп», и посыплются деньги. Бюджет «Монаха и беса» — 120 миллионов рублей. Денег, выделенных Фондом Кино, оказалось очень мало. Это оказалось очень мало, от финансирования прошлось отказаться. Удалось договориться с Минкультом, но и тут государство не расщедрилось — выделили около 50 миллионов, остальное пришлось искать продюсеру Игорю Толстунову. В результате где-то пришлось экономить на эффектах, где-то — на поездках.
Визит попа и беса в Петру и на Мертвое море сняли в Иордании, а Иерусалим — оказался не по бюджету. Снимали в Крыму. На вопрос о спецэффектах авторы фильма ответили шуткой: «Все вживую, с натуры, с Божьей помощью!»
Вторая часть фильма — о маленьком человеке и большом фанатике, мечтающем организовать революцию и «всех эмансипировать от всех». Фото: ММКФ
Николай Досталь не в первый раз создает драматическое произведение, наполненное дурашливым, «наивным» скоморошьим юмором. Сценарист Юрий Арабов часто обращается к околорелигиозной тематике («Орда», «Чудо», «Орлеан», «Юрьев день»). На этот ему в качестве первоисточника досталась легенда из 12-го века. «Монах поймал в рукомойнике беса. Тот взмолился: «Отпусти!». Монах ответи: «Отпущу, если свозишь в Иерусалим». Бес за одну ночь свозил туда и обратно, но после этого стал подкидывать разные компроматы…», — Досталь вкратце передал вдохновившую его историю из жития святого. В итоге родился сценарий, суть которого Арабов обозначил так: «Может ли черт стать человеком? А черт его знает!»
Для Георгия Фетисова роль в фильме Досталя — дебют и большая удача. Именно он должен был обеспечивать драйв. Фото: ММФК
Арабов заявил, что тренда по созданию в России «религиозного» кино не существует: «Если такие картины превращаются в некий тренд, то лучше свернуть с этой кривой дорожки. В юности мы называли это спекуляцией. На вопрос «Как этот фильм смотреть атеисту?», Арабов ответил: «У нас атеисты глубоко веруют — в то, что Бога нет. Поэтому с ними можно найти общий язык. В России атеизм носит сугубо религиозный, страстный характер».
Не обошлось и без вопроса о «русской душе». «Есть хорошие черты у русского народа, есть плохие, — ответил Юрий Арабов. — Сегодняшнее время, наверно, больше провоцирует плохие черты. Если под русской душой подразумевать сочетание азартного атеизма и азартного теизма, то да. Но то же самое я наблюдал и во французской душе! Вообще не нужно фетишизма по поводу национальных особенностей. Мы просто должны делать жизнь лучше. Вот я ехал сюда, Москва разрыта вся. Казалось бы, надо копать по частям, но от души разрыли целиком…»