Дневник ММКФ. Первые итоги и железнодорожный «гроб на колесиках» из Сербии
Конкурсный показ Московского кинофестиваля завершился. Уже есть первые результаты. Федерация киноклубов России не удивила, раздав высшие баллы изначальным фаворитам. Первое место разделили «Монах и бес» Николая Досталя и «Дочь» иранца Резы Миркарими. На втором месте — расследование убийства Пазолини — «Козни» итальянца Давида Гриеко. Приятным сюрпризом стало попадание на третье место сербско-хорватского кино «Дневник машиниста» Милоша Радовича.
Голосование зрителей на основной фестивальной площадке (кинотеатр «Октябрь») показало другой список лидеров (без учета фильма «Монах и бес», которому оценку пока не выставили). На третьем месте гей-мелодрама «Центр моего мира» австрийца Якоба М. Эрва. Интересная деталь — к вопросу о том, как в России относятся к ЛГБТ-тематике. На втором — «Дочь», на первом месте — все тот же «Дневник машиниста». Он нем и расскажем подробнее.
Фильм Милоша Радовича — редкая работа с территории бывшей Югославии. Большая часть такого кино — о войне или ее отголосках. На ММКФ вне конкурса как раз показали такую картину «Хорошая жена» (2016). Но Радович в «Дневнике машиниста» показал историю, никак не связанную с кровопролитием девяностых. Хотя без жертв не обошлось.
Милош Радович снял, пусть и не самый позитивный, но фильм о профессии. Фото: ММКФ
Водитель локомотива Илия (Лазар Ристовски) собирается на пенсию. За годы работы под колесами его поезда погибло 28 человек. «Вместе с дедом мы убили 66 человек. Нас никогда не судили, ведь мы не были виноваты. Но мне жаль», — говорит Илия. И старается уберечь приемного сына Сима от повторения его судьбы: рассказывает, как сбил ребенка своих друзей. Войны в этом фильме нет, но травматический опыт и его тяжелое осмысление присутствуют. При желании это все-таки можно считать некой аллюзией… Но юноша садится в кабину машиниста, и каждый рабочий день превращается для него в пытку. Когда появится тот, кто не успеет уйти с рельсов?
«Дневник машиниста» — еще одна классная фестивальная драма взросления (ранее были «Дочь» и «Центр моего мира»). На этот раз мы видим, как 10-летний подкидыш из детского дома, готовый покончить с собой на железной дороге, неожиданно находит нового отца и делает первые шаги к самостоятельной жизни, первой любви и мастерству. Сам того не желая, Милош Радович снял, пусть и не самый позитивный, но фильм о профессии.
Эта история рассказана с сочным черным юмором и необыкновенным жизнелюбием. «Я убил шестерых цыган, целый оркестр. Отрезал им руки и ноги. Одна оторванная голова зацепилась за зеркало заднего вида и подмигивала мне», — рассказывает машинист Илия психологу после того, как его поезд сбил минивэн. У психолога — тошнота и паническая атака… «Как мои родители могли оставить меня в коробке из-под бананов?» — негодует Сима. «Легко. В такой коробке предусмотрены две дырки для вентиляции», — отшучивается приемный отец.
Лазар Ристовски, исполнитель главной роли в фильме «Дневник машиниста»: «Этим фильмом мы отдали долг, выразили благодарность предкам». Фото: ММКФ
«Я боялся снять соцдраму или трагедию, нужен был другой путь, — заявил режиссер после показа. — Пообщался с машинистами и увидел, что их отношение к трагедиям похоже на отношение сербов в целом к тяжелыми событиями. Они ищут лекарство в юморе. Меня тоже научили так решать проблемы». Будет тут и мелодрама. Режиссер предлагает фантастический треугольник: Илия, его подруга с железной дороги и первая любовь пожилого машиниста, 30 лет назад попавшая под поезд.
Радович утверждает, что по международной статистике в среднем за годы работы машинист поезда действительно сбивает 15-20 человек, и комплекс «первого трупа» действительно существует среди начинающих. «Дедушка Милоша был машинистом, и мой отец работал на железной дороге, в другой должности, — рассказал актер Лазар Ристовски. — Поэтому мы неплохо знакомы с материалом. Этим фильмом мы отдали долг, выразили благодарность предкам».