Очень красивая сказка о нашей жизни: чем интересна новая «Золушка» в оперном
Все, что делает екатеринбургский театр оперы и балета — будь то опера «Сатьяграха» на санскрите или хореография «Ромео и Джульетты» — публика заранее готовится удивляться. Экспериментальному подходу, фантастическим костюмам или мастерству исполнителей. К этому нас уже приучили: каждая премьера — феерия, восторг, возможно, непонимание. Но обязательно — шедевр. Вот и «Золушка», которую первые зрители увидят 5 июля. Старая, знакомая с детства сказка. И… абсолютно новая, почти космическая версия.
В одном современном мегаполисе — похожем на наш — жил Король. А у Короля был сын. Естественно Принц. И, что тоже естественно, не от мира сего — его больше интересовали книжки и размышления, чем девушки и вечеринки. Так начинается сказка «Золушка» — премьерный балет, которым Екатеринбургский театр оперы и балета закрывает с 5 по 8 июля 2016 года свой 104 театральный сезон. «Моменты» побывали на генеральном прогоне спектакля.
Пуанты — обязательный атрибут балетного спектакля — в «Золушке» играют особую роль. Фото: Владимир Жабриков
Что такому принцу дарить на день рождения? Библиотеку? Но Король решил устроить бал. И устроил. Записал телеобращение к подданным, пригласил на бал всех незамужних девушек. Но поставил одно непременное условие — все красавицы должны уметь стоять на пуантах. И не просто стоять, а танцевать.
Хореограф-постановщик Надежда Малыгина: «Я не признаю слово эксперимент». Фото: Владимир Жабриков
«Наша „Золушка“ — это мы все. Я тоже была когда-то Золушкой и тоже ждала своего Принца, и свою потерянную туфельку кому-то хотела оставить, — поделилась хореограф-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Надежда Малыгина. — это сказка о нашей жизни. Это мы, наши дети, наши внуки. И я не очень признаю слово эксперимент. Потому что экспериментировать над спектаклями не надо. Надо просто воплощать свою концепцию. Поэтому это просто другая Золушка, которой больше нигде и никогда раньше не было».
Сверкающая, хромированная кухня — здесь практически живет новая Золушка. Фото: Владимир Жабриков
Действие начинается в квартире Золушки, на ультрасовременной сверкающей всеми поверхностями кухне. Здесь падчерица моет полы, а сестры и мачеха бездельничают, мусорят и смотрят телевизор. Здесь на огромной плазме они и видят телеобращение Короля. Тут же покупаются бальные платья и пуанты. А дальше начинается удивительное искусство перевоплощения, потому что станцевать на пуантах неумение танцевать на пуантах — это суметь надо. Мачеха (Анастасия Багаева) и сестры Золушки — Перчинка (Кюнсун Пак) и Ванилька (Мария Михеева) — смогли.
Ни мачехе, ни ее дочерям танцы на пуантах не покоряются. Фото: Владимир Жабриков
Стоит ли говорить, что самой Золушке — балерине Мики Нисигути — никакие уроки танцев не нужны. Она само совершенство. Но на бал, конечно же, не попадает. Потому что должна перебрать чечевицу, горох и бобы, прибрать в доме, высадить розовые кусты и познать самое себя. А дальше Фея, Карета, но не из тыквы, а с колесом от старинного экипажа, бампером от ретромобиля, дверцей от воздушного шара и крылом жар-птицы. Бал. Принц. Танцы. Любовь. И потерянная туфелька.
Вместо тыквы — автомобиль с колесом от старинного экипажа, дверцей от воздушного шара и крылом жар-птицы. Фото: Владимир Жабриков
«Наша „Золушка“ подвижна, в ней на единицу времени происходит очень много событий, — добавила Надежда Малыгина, — И основная задача, которую я ставила перед собой — это не затягивать действие, а сделать так, чтобы спектакль был легким».
Художник-постановщик Вячеслав Окунев создал балет в 3D — для поколения, не представляющего жизни без планшетов. Фото: Владимир Жабриков
«Сейчас дети в три года запросто пользуются компьютером, смотрят видео и картинки и отношение к этому у них совсем другое, — отметил художник-постановщик спектакля, Народный художник России Вячеслав Окунев. — Поэтому мы делаем „Золушку“, которую понимают сегодняшние дети и сегодняшние взрослые, не представляющие своей жизни без планшетов. И у нас такое чудо в 3D — нам хотелось, чтобы зритель попал из плоской картинки в объемную, где все живое, все работают».
Неблагодарное, сложное и даже опасное это дело — ставить спектакль на всем известный сюжет. Ну, кто не читал «Золушки»? Не видел десятки экранизаций? Какие еще новые версии? Сколько их уже было? Но у команды екатеринбургского оперного получилось. И это очень хороший способ и закрыть сезон, и отметить в Год музыки Сергея Прокофьева 125-летие автора балета «Золушка».