Волович, Лаушкин, Малков, Шабуров: живые экспонаты уральской мифологии открыли первый «Бажов-ФЕСТ»
В уральском филиале ГЦСИ торжественно открылся первый «Бажов-ФЕСТ». На выставке «Новая малахитовая шкатулка» собрался почти весь екатеринбургский художественный бомонд, центром притяжения которого мгновенно стал народный художник России Виталий Волович. «Я главный экспонат!», — рокотал и хохотал 87-летний мэтр, ставший еще полвека назад автором канонических иллюстраций к сказам Бажова. А окружающие веселились вместе с мэтром.
Обстановка, как часто бывает в ГЦСИ Урал, сразу сложилась душевная и даже домашняя. Как будто зрители пришли не на вернисаж, а друг к другу в гости. Обнимались. Целовались. Обсуждали, как давно не виделись. Хвастались успехами и удивлялись прибавлению в семействах. Фотографировались и делали сэлфи. «Хорошо! А то мы все больше теперь на похоронах встречаемся…», — вздохнул скульптор Анатолий Вяткин, автор памятника клавиатуре. «Да… Свадьбы теперь уже реже бывают…», — вздохнул вслед за ним художник Петр Малков, представивший на выставке черный вертикальный прямоугольник с черным силуэтом бородатого мужика внутри — «Бажов с пером, киркой и лопатой в чертогах Хозяйки Медной Горы» явственно пах свежей краской. «Неделю назад закончил. А сегодня брови ему и глаза подправлял», — признался автор.
Выставки в ГЦСИ Урал отличает камерная атмосфера. Фото: Анна Майорова
Не испортило ситуации даже получасовое опоздание главного вдохновителя «Бажов-ФЕСТа», художника и культрегера Александра Шабурова. Народ легко перетекал из зала в зал. Обсуждал картины, фотографии и объекты. Двенадцатилетний юноша, проникший вслед за мамой за черную занавеску с маркировкой «18+», приложил ладони к сверкающим желтыми лампочками глазам монстра, укутанного в грубую холстину. Ладони мальчика, пропуская свет, светились розовым. «Вот бы с ним подружиться! Жалко рук у него нет — пожать нечего!» — он погладил холст, отошел и замер. В соседнем зале, согнувшись пополам, другой посетитель, постарше, вглядывался в «Книгу Чужого» — в «лицо» другого монстра, запрятанного в стеклянную бутылку. Смотрел и задумчиво теребил бороду.
Художники Саша Салтанова и Сергей Лаушкин. Фото: Анна Майорова
Дом оказался заполнен под завязку: дамы в вечерних туалетах, юноши в бородах и шортах, главный стиляга вернисажа — литературный критик Леонид Быков в клетчатом пиджаке и с зонтиком неописуемой расцветки, художник Сережа Пикассо (Сергей Григорьев) в неизменном черном берете. Сланцы и каблуки. Туфли и кеды. Пиджаки и джинсы. Футболки с надписями «Большой Урал» как на вывеске гостиницы и Made in the Urals с портретом Бажова. Обозреватель «Эхо Москвы» Ирина Киселева и промоутер группы «Сансара» Ксения Поль, художники Виктор Давыдов, Дамир Муратов, Сергей Лаушкин и Олег Бухаров, владелец клуба EverJazz Алексей Глазырин и писатель Евгений Касимов. Все были как дома. И друг другу рады.
Художник Петр Малков и писатель Евгений Касимов. Фото: Анна Майорова
Лично мне не хватило только одного человека — музыканта Коли Ротова — художественного руководителя «Ансамбля Уральской Грусти имени Пэ Пэ Бажова». Но, думается, он еще обязательно сюда зайдет, может сейчас просто где-нибудь в отъезде на гастролях. И вы тоже идите. Уж если «Рыба» Олега Елового «пошла», то и всем надо. Всем Бажов потому что.