«Светская жизнь» пришла в Екатеринбург. Грустим и смеемся с Вуди Алленом!
20 июля «Бюро 100» и «Пассаж-Синема» устроили предпремьерный показ ретро-комедии Вуди Аллена «Светская жизнь». Можно было предположить, что на званный вечер соберутся импозантные господа и дамы, подобные героям фильма, за плечами у которых гангстерские 90-е и полукриминальный бизнес. Но оказалось, все не так. На премьеру пришла молодая креативная публика «из Фэйсбука».
Фото: Александр Мамаев
В числе гостей мы заметили издателя журнала «ЕКБ.Собака» Елену Теребенину, ведущую различных шоу Джулию Игнатову, владелицу архитектурной студии Rock Екатерину Спирину, музыкантов группы «Сансара» и «Курара» Александра Гагарина и Александра Вольхина. Как всегда вместе появились юрист Ольга Гиренко-Коцуба и ее супруг Антон, президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России по УрФО. Другим ярким тандемом стали Екатерина Дегай и Ольга Чебыкина, совладельцы телеканала «Малина». Эти медиаменеджеры явно решили выжать из фильма максимум удовольствия — звонко смеялись, не пропуская ни одной шутки Вуди Аллена.
Перед показом директор «Бюро 100» Анна Решеткина анонсировала премьеру (28 июля) «Неонового демона», наделавшего шума в Каннах, и пообещала, что дальше будет больше эксклюзивов. После этого началась «Светская жизнь».
Америка тридцатых. Мамочка выталкивает Бобби Дорфмана (Джесси Айзенберг) из семейного гнезда на путь к успеху. Молодой человек приезжает из Нью-Йорка в Голливуд и просит о трудоустройстве дядю Фила, известного кинопродюсера. В приемной Фила он с первого взгляда влюбляется в секретаршу Вонни (Кристен Стюарт)… Работа на побегушках в кинобизнесе и вечеринки со звездами не очень привлекают нашего героя. Лучшие моменты для него — посиделки в кафе и походы в кино с Вонни.
Бобби растет по службе, но готов все бросить и увезти подругу в Нью-Йорк. Правда, есть проблема: Вонни уже год крутит роман с женатым мужчиной, который как раз решил развестись…
Молодые романтики вступят на путь компромиссов, где будет много блеска и гламура, денег и успеха в обществе. Светская жизнь постепенно вытеснит личную. «Сократ сказал, что неосознанная жизнь не стоит быть прожитой, — подведет итог философствующий зять Бобби. — Но осознанная вообще не подарок».
Кроме Лос-Анджелеса мы посетим любимый Алленом Нью-Йорк, где брат Бобби открыл клуб «Похмелье», в котором собираются бандиты, политики и богатеи из шоу-бизнеса. Какое ретро о 30-х без гангстеров? Бен как раз такой. Он закатывает людей в бетон на берегу Гудзона, портит прическу клиентам парикмахерской выстрелом из кольта, нервирует прокуроров рэкетом и сокрытием доходов…
Посылая пули летать над Бродвеем, режиссер вновь сталкивает миры творчества и криминала. Это так же естественно, как смешивать сюжеты из Голливуда с хрониками «охоты на ведьм» в кино про Америку 50-х братьев Коэн («Да здравствует цезарь!») или слегка политизировать сериал «Оттепель». Давно знакомый, но хорошо продающийся трюк. Другой олдскульный прием — нарисовать портрет эксцентричной еврейской семьи.
В семейке Дорфман постоянно тревожатся об успехе еврея в обществе. Все это довольно мило и смешно. «Люди не врут, все евреи наглые!» — говорит Бобби подруга из кинотусовки. «Это часть нашего обаяния», — улыбается герой.
Вуди Аллен на съмках «Светской жизни». Фото: kinopoisk.ru
Также мы узнаем о «врожденной» еврейской склонности к либерал-демократии, о стремлении «все переваривать, чтобы убить микробов» и недопустимости занятия проституцией, если актерская карьера не удалась.
Особенно смешно, когда братец Бен понимает, что век гангстера сладок, но недолог, и решает поменять Тору на Библию. «В иудейской религии нет ни слова про загробную жизнь», — аргументирует Бен. «Он убийца, да еще и христианин! — шокирована мама. — Даже не знаю, что хуже…».
Получается, что «Светская жизнь» создана из типичых для Аллена ингридиентов. Это легко для восприятия и не выглядит скучным. В коктейле на светской вечеринке главное — не водка или мартини, а артистизм бармена. Вуди Аллен — бармен высшей категории и шутит неплохо, даже когда старомодно «петросянит» («По статистике несчастная любовь смертельнее туберкулеза»).
Anyone who is anyone will be seen at Café Society. Фото: kinopoisk.ru
Джесси Айзенберг, игравший в «Римских приключениях», легко вписывается в Cafe Society. Кажется, что его Бобби — омоложенная копия героев самого Вуди Аллена, начитанных и воспитанных, но слегка закомплексованных и постоянно прибегающих к еврейской самоирониии.
Кристен Стюарт еще в картине «На дороге» по Керуаку доказала, что она не просто девочка из «Сумерек» и отлично выглядит в авторском ретро. С тех пор она много чего сыграла, от Коко Шанель до героини антиутопии. Чем выделяется «Светская жизнь»? Аленн подарил Кристен самый романтичный и женственный образ в ее карьере. После этого кино количество мужиков, считающих, что девушка «не очень», резко уменьшится.
«Светская жизнь» симпатичнее и живее недавней «Магии лунного света» и похожа на глоток свежего воздуха после «Иррационального человека» с его нафталиновыми киноцитатами и отсылками к Достоевскому. Само возвращение от детектива к комедийной мелодраме для некоторых зрителей создает эффект биеннале — хоть не каждый год одно и то же. Пожалуй, Cafe Society — самый веселый фильм последних лет, если вспомнить еще суровую драму «Жасмин»…
Хватит сравнений Аллена с Алленом. Сложно говорить о победе или поражении классика, пятьдесят лет снимающего один—два фильма в год. Его полет ровный, на «оскаровских» высотах, хоть часто и на автопилоте. «Лучший фильм впереди» — это точно не про Аллена. Наверно, он такими категориями не мыслит, а просто делает свое кино. А мы его кино ежегодно смотрим. Иногда из этого даже получается личный, или светский праздник. Такова жизнь.