«Пит и его дракон». На крыльях политкорректности: дружба криптозверей с людьми
Семейные ценности. Дружба. Защита окружающей среды. Кажется, что звучит банально. Но для кино нет скучных тем, есть только слабая их проработка. «Пит и его дракон» (Pete’s Dragon) — не из числа слабаков. Этот фильм совершает чудеса даже там, где все давно сказано.
Пятилетний Пит теряет родителей в автокатастрофе и остается один в глухом лесу. Вокруг малыша собираются волки. Неловкую паузу прерывает огромный дракон, давая понять, что в этой истории про Маугли главная роль у него. «Ты съешь меня?» — скромно интересуется Пит. «Пф-ф-ф», — выдает гримасу чудовище, как бы говоря: «Ты когда-нибудь слышал по телевизору о нападениях драконов на людей?»
Проходит шесть лет. У дракона теперь есть имя Эллиот, а у мальчика — новый дом в пещере монстра. Пит бегает по лесу, подтрунивает над медведями и показывает чудеса стейдж-дайвинга, прыгая со скалы на спину крылатого друга.
А потом появляются люди. Совсем не страшные, даже милые — молодая рейнджер Грейс с дочкой Натали, женихом Джеком и папой Мистером Мичемом, который в молодости уже видел дракона. Тут бы и сказочке конец, но в семье не без любителя поохотиться. У Гэвина, брата Джека, серьезные планы вырубить реликтовый лес, а зверя поймать. Зачем это надо, Гевин еще не придумал… На таком нехитром конфликте выстраивается приключенческая сказка, согретая диснеевскими «лучами добра», теплой ламповостью сюжета и спецэффектов.
Роберт Рэдфорд радуется не только встрече с драконом, но и семейной гармонии. Фото: kinopoisk.ru
Мы видим вторую экранизацию рассказа С. С. Филда и Сетона Миллера. Фильм 1977 года преподнес историю Пита и дракона в жанре мюзикла. Это была одна из первых постановок, совмещающих живую картинку с 2D-анимацией. Современный трехмерный Эллиот сохранил черты предшественника. Он не похож на типичного персонажа фэнтези, скорее это ожившая и обросшая шикарной зеленой шерстью мультяшка. Эллиот сохранил и свой главный навык — исчезать, сливаясь с фоном как хамелеон, только до полной прозрачности. Эти его трюки отлично работают на создание метафоры детского «выдуманного друга», которого не видят взрослые.
«Если он проснется, то от города останутся одни развалины», — шепчутся люди. Тревога понятна, ведь Pete’s Dragon местами цитирует «Кинг-Конга». Вспомнятся и другие случаи дружбы криптозверей с людьми. Лохматый Эллиот выглядит как родственник Белоснежного Дракона Удачи из «Бесконечной истории». Зрители отметят и сходство фильма с «Освободите Вилли», «Мой домашний динозавр» и другими работами. Некоторые даже поворчат. Но стоит ли? История про Пита и дракона, напомним, является классикой.
Классика изрядно модернизирована. В новой постановке все углы скруглены, соломки подстелены, никто не прольет крови, и даже волос из шерсти дракона выпадет немного. Фильм 1977 года рассказывал о конфликте сироты Пита со злыми приемными родителями, от которых он и убежал в лес к дракону. Тема насилия в приемных семьях сегодня больная, даже на межгосударственном уровне. Поэтому авторы нового фильма решили, что самоцензура и политкорректность тут не помешают.
Теперь мальчик знакомится с драконом не по принципу «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки», а просто так.
Пацана от греха подальше отправили взрослеть на природу по киплинговской схеме, а потом устроили ему теплый прием в цивилизации, нарисовав лубочную одноэтажную Америку со звездно-полосатыми флагами на каждом углу и до предела мимишным населением. Даже главный антагонист, охотник на драконов Гевин ни одного ребенка не напугает. Посмотрите на Карла Урбана — это же доктор Маккой из «Стартрека»! Разве такой может кого-то сильно обидеть? Нет, конечно. А в старой истории находились умники, всерьез желавшие убить дракона.
Маму Грейс и девочку Натали снимали так, чтобы в волосах всегда блестело солнце. Фото: kinopoisk.ru
Режиссер Дэвид Лоури до предела выкручивает ручки «позитив» и «гуманизм». Это серьезный риск, но результат оправдывает средства. Мама Грейс и девочка Натали — сама доброта. Похоже, их даже снимали так, чтобы в волосах всегда блестело солнце. И очень хорош глава семейства — Мистер Мичем. Роберт Редфорд в этой роли без всякой компьютерной графики показывает чудеса омоложения. 79-летний актер рассказывает детям о своей встрече с драконом, и кажется, что с экрана на нас смотрит 30-летний романтик.
«Волшебство!» — восклицает Мистер Мичем, когда Пит приводит новых друзей к Эллиоту. Зритель понимает, что герой Редфорда радуется не только встрече со сказочным ящером, но и некой семейной гармонии, пусть и при странных обстоятельствах. Авторы фильма наверняка рассчитывали, что подобные эмоции будут и в зале. Им это удалось. Pete’s Dragon — отличный образец семейного фэнтези.
Телефон: +7 (343) 271-10-36; +7 (343) 271-09-73
Электронная почта: uprav_cinema@passage.ru
Сайт: passage-cinema.ru
Адрес: Екатеринбург, Вайнера, 9