Выставка Геннадия Мосина: сколько лет прошло, а Огневушка-Поскакушка все скачет

31 августа 2016, 16:18

Арт-галерея «Татьянин День» представила свое продолжение завершившегося в ГЦСИ Урал «Бажов-ФЕСТА» — уникальную графику прославленного уральского художника Геннадия Мосина. На выставке представлены оригиналы иллюстраций к классическому изданию «Малахитовой шкатулки», вышедшей в свет в 1983 году, и карандашные наброски к бажовским сказам. Экспозиция дополнена портретами друзей художника и автопортретами маэстро. Увидеть эти работы почти невозможно: они хранятся в семье Геннадия Мосина и после смерти автора выставляются нечасто. «Моменты» расспросили о художнике гостей вернисажа.


«Нам очень повезло — у нас есть такие иллюстрации. Бажов для иллюстратора — опасный автор. Рисуя картинки к сказам легко уйти в слащавость и ненатуральность. А Мосин вырос в бажовских краях, и рисунки получились созвучными Бажову, текстово-образный строй совпадает на сто процентов.

Есть в литературе классические пары писатель-художник, которых нельзя разлучить: «Дон Кихот» Сервантеса — рисунки Гюстава Доре, «Приключения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека — рисунки Йозефа Лады, сказы Бажова — рисунки Геннадия Мосина. У него Огневушка-Поскакушка как живая. Сколько лет прошло, а все скачет», — говорит художник Алексей Рыжков.

Фото: Дарья Попова

Близкий друг Мосина, народный художник России Виталий Волович удивляется: «Самое поразительное, что рисунки я видел десять тысяч раз, знаю все их подробности, подноготную и историю. Но каждый раз нахожу что-то новое. Гена Мосин был художник потрясающий, невероятно одаренный от природы, с великой силы профессиональным мастерством. А иллюстрации к «Малахитовой шкатулки» — это вершина его творчества. Он мне говорил, что многие из этих иллюстраций должны были стать станковыми живописными полотнами. Но не сложилось. Жаль, что многого не успел, а роковая болезнь забрала его так рано.

Фото: Дарья Попова

«Впервые я познакомился с картинами Мосина в студенчестве. И воспринимал его как художника социального. Но чем больше узнавал, тем больше понимал, что он — лирик! И на портретах перед нами все красивые, внутренне богатые. Хотя это лишь карандашные рисунки. И второй немаловажный момент: иллюстрировать сказы до чрезвычайности сложно. Это — не рассказ, где можно ограничиться жизнеподобным изобразительным рядом, но и не сказка, где можно дать простор фантазии. И в рисунках Мосина найдено оптимальное соотношение между реалистическим и фантастическим. Между лирическим и потусторонним», — считает Леонид Быков, литературовед, критик, профессор УрФУ.

Фото: Дарья Попова

Алексей Лопато, художник и профессор архитектурно-художественной академии отмечает: «Я вижу на этих рисунках сына художника и своего лучшего друга Ваню Мосина, который трагически ушел из жизни в 2007 году. Я смотрю на бажовских героев и узнаю в них трогательные портреты еще совсем маленького Вани, потом подростка — хронологию роста, зафиксированную любящим отцом и замечательным мастером. Считаю, что Геннадий Сидорович — один из самых крупных и недооцененных мастеров Урала. Скорбно, но даже мемориальной доски нет на доме, где он жил. Закрыт мемориальный зал в Музее изобразительных искусств. Замечательная скульптурная работа — мраморный портрет композитора Георгия Свиридова убран в музейные запасники. Так что для меня, с одной стороны, это радость — видеть эти прекрасные работы, а с другой — чувство грусти и досады, что нет должной оценки творчества этого выдающегося мастера».

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх