«Чудо на Гудзоне»: разбор полета и достойная Оскара роль Тома Хэнкса
Когда актер становится режиссером, долго еще можно слышать: «Это фильм, который снял как режиссер актер такой-то». Звучит как извинение. Но про 86-летнего Клинта Иствуда уже несколько поколений знает: хороший актер, но главное — великий режиссер!
В основе «Чуда на Гудзоне» — реальные события. 15 января 2009 года в аварийной ситуации (отказали оба мотора) экипаж посадил пассажирский самолет на реку Гудзон в центре Нью-Йорка. На борту было 155 человек. Все 155 остались живы.
Это происшествие сразу окрестили «чудом на Гудзоне», пилот Салленбергер (в просторечии Салли) был объявлен героем. Но вслед за эйфорией чудесного спасения возникают трезвые вопросы: посадка в ледяную воду была единственно возможным решением?
Пилот ведь мог повернуть самолет обратно в аэропорт, из которого вылетели, мог выбрать для посадки какой-то другой аэропорт (диспетчер предлагал варианты), но старик подверг жизни полутора сотен пассажиров огромному риску. Ведь в январе в Нью-Йорке хоть и не сибирские морозы, но вода покрывается льдом, выпавший снег не тает, и человек, оказавшийся в ледяной воде, долго не продержится. А если этот человек — инвалид-колясочник или грудной младенец (да-да, были среди пассажиров того рейса и такие)?
Точнейшая, строгая работа Тома Хэнкса заслуживает «Оскара»
Клинт Иствуд с годами становится все точнее, лаконичнее, строже. Он не считает нужным прогулки на территорию мелодрамы. Его «Чудо на Гудзоне» — напряженная психологическая драма с элементами триллера. Неизбежно вспоминается великий фильм Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» по сценарию Александра Миндадзе. Там тоже мы сразу знали, что героическими усилиями машиниста удалось спасти пассажиров. Весь фильм разбирались, почему случилась аварийная ситуация и кто должен за это ответить, чтобы подобное не повторилось.
До пилота Салленбергера никто успешно аэробус на воду не сажал
В американской картине герой Тома Хэнкса (его не сразу узнаешь — седой, старый, мятый непростой жизнью) видит кошмары во сне и наяву. Он постоянно прокручивает ситуацию, которая длилась меньше четырех минут, когда он, Салли, должен был решить, сможет ли самолет с отказавшими двигателями дотянуть до ближайшего аэродрома или нужно садиться на воду. Альтернатива не такая уж простая, если учесть, что до Салли никто успешно аэробус на воду не сажал. К тому же люди в ледяной воде могут просто умереть от переохлаждения…
Мастерство Иствуда вжимает нас в кресла. Да, мы знаем, что все остались живы. Но когда вода начинает заливать салон и электричество отключается, вдруг чувствуешь себя одним из этих пассажиров. Надо вышибать двери аварийных выходов, надевать спасательные жилеты и проклинать тот день, когда ты решил, что учиться плавать необязательно…
15 января 2009 года в аварийной ситуации экипаж посадил самолет на Гудзон в центре Нью-Йорка
Но главные в фильме все же не пассажиры. Точнейшая, строгая работа Тома Хэнкса уж «Оскара»-то заслуживает как минимум. Пилот, 42 года поднимавший в воздух и сажавший самолеты, круглосуточно, даже во сне, пытается понять, правильное решение он принял. Ему говорят: победителей не судят! Ему говорят: ты герой! Он заходит в бар, а там уже есть в меню коктейль «Салли». Незнакомые люди обнимают, целуют, благодарят… И можно, казалось бы, бросить комиссии по расследованию ЧП: «Главное — все живы, и отвалите! Стране нужны герои — разве вы считаете иначе?» Но комиссия предъявляет все новые факты, ставящие под сомнение героизм Салли, и тут уже не орденом пахнет, а грандиозным скандалом…
Я же не могу рассказать вам, чем все закончилось? Поверьте только, что кульминация не оставит равнодушным никого. Могу только дать совет: пожалуйста, когда начнутся финальные титры, не вставайте и не выходите. Вам покажут сначала фото спасательной операции на Гудзоне (за 24 минуты без всякой подготовки спасли 155 человек — браво, Нью-Йорк!), а потом вы увидите самое важное — документальное видео.
Чесли Салленбергер — пилот, историю которого рассказывает Клинт Иствуд. Фото: sullysullenberger.com
Пассажиры злополучного рейса будут представляться, глядя в камеру, называя только свое место в самолете: «3G», «10 °F»… И мы поймем, что они испытали нечто, связавшее их навсегда. А потом мы увидим настоящего Салли и удивимся: до чего он похож на Тома Хэнкса! И эта короткая седая шевелюра, и высокий рост, и добрые усталые глаза… И лишь немного погодя понимаешь, что не Салли похож на Хэнкса, а Хэнкс на Салли, но это уже неважно, можно проглотить комок, образовавшийся в горле, и позвонить родному человеку: «Ты знаешь, у меня все в порядке. Почему звоню? Ну. чтоб ты знал. И да, я тебя люблю».