Сплошной «Сноуден»: Америка, прими уже своего блудного сына!
Фильм Оливера Стоуна называется просто и откровенно — «Сноуден». Вот чтобы не гадали, о чем это и как. Спасибо режиссеру за прямоту. Это действительно сплошной Сноуден и ничего более. Если вы не фанат этого странного персонажа, уснете минут через десять после начала. Фанаты задремлют примерно через полчаса. Особо сложные случаи (члены КПРФ и друзья Лимонова) — до середины-то продержитесь?
Оливер Стоун просто кушать не может, если не снимет что-нибудь, по его мнению, поперечное. Четверть века назад снял очень длинный и довольно нудный фильм об убийстве Джона Кеннеди, потом были картины о Никсоне, Джордже Буше-мл, Фиделе Кастро, недавно закончил съемки документальной ленты о Владимире Путине… Совершенно логично, что он заинтересовался фигурой Эдварда Сноудена.
Оливеру Стоуну хочется показать Стоудена не фриком, а патриотом. Фото: kinopoisk.ru
Как известно, в 2013 году этот сотрудник ЦРУ стал изменником родины, чтобы донести до человечества информацию огромной важности: американские спецслужбы за всеми следят, что ущемляет свободы и права граждан. Это «сенсационное» заявление Капитан Очевидность сделал в КНР (нашел страну, где права и свободы граждан никак не ущемляются), а потом попросился на жительство в Россию.
И вот уже четвертый год, мучимый манией преследования, Сноуден ведет подпольную жизнь в России, время от времени пытаясь привлечь к себе внимание мировой общественности. В прошлом году, например, он сообщил, что правительство России ограничивает доступ граждан к интернету и плохо относится к геям, этим летом заявил, что так называемый «пакет Яровой» отберет у каждого россиянина деньги и свободу. Разумеется, его заявления давно никого не интересуют — отработанный материал.
Джозеф Гордон-Левитт очень стараются. Но хочется отвести глаза от экрана. Фото: kinopoisk.ru
Последняя новость о нем (как раз в связи с фильмом Стоуна): энтузиасты начали сбор подписей под петицией американскому правительству с требованием судить Эдика максимально публично. И сам он твердит: не хочу провести остаток жизни в России, готов пойти под суд. Америка, прими уже своего блудного сына!
Но Оливеру Стоуну хочется показать Сноудена не фриком, а патриотом, который готов на жертвы ради отстаивания прав человека. Получается плохо, точнее — совсем не получается. Набор штампов из шпионских триллеров может вызвать только сочувственное хмыканье, в лучшем случае — жизнерадостный молодой смех, но напряжения, на которое режиссер явно рассчитывал, не возникает.
И ведь в актеров камня не бросишь: Джозеф Гордон-Левитт в заглавной роли, Мелисса Лео, Рис Иванс очень стараются. Просто из кожи вон лезут. Но хочется отвести глаза от экрана. Ребята, этот человек говорил вам, что был отличный дубль? Он хлопал вас по спине и бубнил что-нибудь типа «Оскар» теперь точно твой!»? Этот человек вам лгал. Он давно и не режиссер, и даже не квалифицированный зритель, он гонит брак километрами.
Уже по его фильму «Особо опасны» четырехлетней давности можно было понять: человек выбыл из профессии, ему денег не давать. Но нашлись сначала энтузиасты, профинансировавшие «Нерасказанную историю Соединенных Штатов», а теперь мы имеем то, что назвали «Сноуден». Кстати, документальный фильм о Сноудене и «Оскар» получил, и в российском прокате стал самым кассовым документальным фильмом.
«Citizenfour. Правда Сноудена» («Гражданин четыре») — документальный фильм 2014 года, ставший лауреатом BAFTA и «Оскар»Вот из «Гражданина четыре» Стоун и тырит все мало-мальски смотрибельные сцены. Просто экранизирует фрагменты документального фильма. А уж когда вместо Гордона-Левитта на экране Сноуден начинает играть самого себя, понимаешь, что Стоун просто расписался как режиссер игрового кино в собственной ничтожности. Сноуден крупными планами во весь экран, нужно заметить, являет собой зрелище на редкость некиногеничное: на этих сценах народ убегает из зала в несколько раз быстрее, чем в предыдущие два часа.
Оливер Стоун на премьере «Сноудена» в кинотеатре Tiff (Торонто). Фото: Facebook Snowden The Movie
И уж совсем никуда не годится дубляж. В боевиках и дурных комедиях он не так уж важен, но когда Джозеф Гордон-Левитт говорит с интонациями героя сериала телеканала НТВ, понимаешь: кому-то очень не понравился этот и без того слабый фильм, дубляж тут — как контрольный в голову. Ну да, пуля настигла цель…