«Петербург. Только по любви». Семь историй о городе и его женщинах
Альманах о Санкт-Петербурге в этом году открывал программу «Кинотавра». Эта работа соответствовала фестивальной тенденции — движение от чернухи и артхауса к арт-мейнстриму, к зрительскому продукту. Фильм добрался и до широкой аудитории — прокат начинается 22 сентября. «Петербург. Только по любви» — для ценителей города на Неве и нового российского кино.
Почти все знают, как выглядят фильмы вроде «Москва, я люблю тебя», — они уже стали традицией. А в этом случае авторы добавили концептуальности. Мы увидим семь короткометражек о любви, снятые женщинами и про женщин. И семь разных Петербургов.
Первой идет новелла «Аничков мост» Натальи Кудряшовой. Экскурсовод Марина (Полина Кутепова), немецкий турист и непонятно откуда телепортировавшийся индеец ведут метафизический спор о скульптурах «Укрощение коня человеком» Петра Клодта. Неожиданно Марина понимает, что в этих иностранцах с их невероятными теориями гораздо больше подлинной увлеченности Санкт-Петербургом, чем в ней самой. А ведь когда-то она страстно любила этот город. И не только город… Изящная и смешная притча о магии Северной Пальмиры и умении ценить свою культуру.
«Аничков мост» — изящная притча о магии Птера. Фото: kinopoisk.ru
Режиссер клипов «Ленинграда» Анна Пармас в новелле «Девочки» продолжает радовать острой социалкой. Героиня Надежды Маркиной («Елена» Звягинцева) провожает в больницу беременную дочь-оппозиционерку (Светлана Камынина) и стыдит ее за связи с «либерастами с Болотной» (раньше на большом экране так не выражались!). Дочь в ответ ругает Сталина и встретившуюся на пути скульптуру Петра Первого… В результате семейный «политсрач» приведет к разговору о будущей дочке и внучке. Получается легкая житейская зарисовка с призывом не париться по пустякам, как завещал великий Шнур, и уметь «побыть с яблоком», как советует поэтесса Вера Полозкова.
Михаил Боярский в роли колдуна, накладывающего любовные привороты. Фото: kinopoisk.ru
В абсурдистской черной комедии «Селфи» Аксиньи Гог питерский панк встречает юную интеллектуалку Марго, приехавшую в культурную столицу, чтобы высококультурно умереть. Панк устраивает для подруги экскурсию по городу, доказывая, что в Питере лучше просто пить и веселиться, чем думать о всяких глупостях. Весело, жестко, «готично». Забавное сочетание эстетики панк-рока с литературной классикой.
«Просто концерт» Натальи Назаровой — история крановщицы Вали, которая устроила ребенка в знаменитую капеллу Санкт-Петербурга и верит, что это путь к лучшей жизни. Новелла держится на неожиданном трюке, который раскрывать нельзя. Хорошая история о материнской любви, и Питер тут очень кстати, ведь капелла — это, хоть и не мост с конями, но тоже памятник культуры.
Режиссер смешной и романтичной новеллы «Выгул собак» Авдотья Смирнова. Фото: kinopoisk.ru
Авдотья Смирнова сняла романтическую комедию «Выгул собак» про одинокую женщину Веру (Анна Михалкова), находящуюся в «активном поиске» мужчины для «постоянных отношений». В середине фильма неторопливое действие взорвет колоритный житель Питера — Михаил Боярский в роли колдуна, накладывающего любовные привороты. Появление и ужимки Боярского оказываются настолько сумасшедшими, что новелла запоминается именно его сценами. Михаил Сергеевич слегка перетянул одеяло на себя.
Мужских ролей немного, но они достойные. Александр Паль («Горько!», «Тряпичный союз») в новелле «Утро» Оксаны Бычковой сыграл неговорящего молодого человека, признающегося девушке в любви с помощью долгих прогулок по питерским каналам и языка жестов. Очень простая мелодрама, в чем-то духовно близкая фильмам «Прогулка» и «Питер FM».
Слегка сумасшедшая Рената Литвинова снимает кино о съемках фильм про Бродского. Фото: kinopoisk.ru
Киноальманах завершают «Сны Иосифа» — режиссерская и актерская работа Ренаты Литвиновой, слегка сумасшедшая, как часто у нее бывает, мистическая история о съемках фильма про Иосифа Бродского. Вроде бы, по сюжету группа под руководством часто орущей режиссерши из Франции снимают современное кино. Но на самом деле киношники сюрреалистическим образом переносятся в 1964 год, чтобы выкрасть из зала суда молодого Бродского, обвиняемого в тунеядстве… Сценарий тоже Литвиновой, так что не будем удивляться.
Еще одна изюминка финальной новеллы — Максим Виторган в роли Сергея Довлатова, приклеивающего себе новый нос, чтобы быть похожим на друга-поэта. За последнее время снято два байопика про Довлатова, а теперь этот фильм. Похоже, на новую моду. Но почему бы и нет?
Несмотря на авантюры с классиками, эстетская мелодрама Литвиновой больше не про литературу, а про любовь к кино и «Ленфильму», который в последние годы переживает настолько не лучший период, что даже попытка приватизации не удалась (не нашлось покупателей). В целом и весь фильм — маленький манифест о том, что в Питере можно и нужно снимать. Нужно ли это смотреть, решать зрителю.