Дневник Уральского кинофестиваля. Не упустите шанс посмотреть фильмы любимого режиссера
Первый Уральский кинофестиваль оглушил фильмами. В конкурсе — 14 картин, но всего в программе — 93 названия. И мы понимаем, что все ленты не могут быть на одном уровне, надо выбирать. Сложно. Ведь даже из ретроспективы Владимира Мотыля нужно выбрать лучшее…
Кто не видел «Белое солнце пустыни»? Кто не смеялся и не плакал на «Жене, Женечке и «Катюше»? Кто не знаком со «Звездой пленительного счастья»? А классические сегодня песни Окуджавы о госпоже Удаче, каплях датского короля и недолгом веке кавалергардов? Ведь не зря Владимир Мотыль считается всенародно любимым режиссером.
Но даже в нашем любимом Екатеринбурге, где Мотыль был главным режиссером ТЮЗа и получал в университете диплом историка, если спросить не кого попало, а вполне уважаемых критиков и журналистов, можно услышать, что другие-то фильмы Мотыля или вообще не видены, или помнятся смутно. Программа «Неизвестный Владимир Мотыль» позволяет эти белые пятна ликвидировать.
Кадр из фильма «Расстанемся — пока хорошие»
Мне казалось, что хотя бы названия его «неизвестных» фильмов знакомы. Жизнь показывает, что ошибался. Поэтому перечислю все, в том числе и уже показанные на фестивале. При желании их можно найти в сети (хотя большинство — в ужасном качестве). Итак, это «Дети Памира», «Расстанемся — пока хорошие», «Несут меня кони», «Лес», «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» и последняя работа мастер «Багровый цвет снегопада».
Очень жаль, что в ретроспективу не включили телефильм «Жил-был Шишлов». Это как раз одна из его самых сильных работ, о первых чекистах и комиссарах. Шишлов жесток, наивен и совестлив, что и позволяет выйти на уровень высокой трагедии. Но что ж, раз не привезли, ищите в интернете.
Последний фильм Фладимира Мотыля «Багровый цвет снегопада»
Зато показали легендарный «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского. Фильм был снят в 1980 году и тут же отправлен на полку (хорошо хоть, не уничтожили). Какая там Целиковская (Гурмыжская)! Это одна из последних ее ролей в кино. Звезда 30-50-х была уже списана со счетов, только публика Вахтанговского театра знала, что она в отличной форме и готова на самые отважные эксперименты. Ее Гурмыжская — словно прыжок с вышки в ледяной бассейн. Она неузнаваема, но ведь — ее голос, эти модуляции, которые обожали десятки миллионов зрителей. Да, располнела, не сохранила, в отличие от Любови Орловой, идеальной фигуры. Но зато какой набрала уровень мастерства!
«Душа моя рвется к вам, ненаглядная Екатерина Матвевна»
Ее молодой тогда партнер Станислав Садальский очень старается, и это очень хороший Садальский, да и Борис Плотников плохо играть просто не умеет, но все же «Лес» — это фильм Людмилы Целиковской. Подлостью было запретить его. Выдающаяся актриса не получила свою заслуженную порцию восторгов. И Мотыль не увидел очередей на эту картину, когда ее как бы разрешили, а по-человечески в прокат не пустили. «Лес» — явление, смелый бросок в неизведанное, который Мотыль совершил и тут же получил по голове.
Его «Невероятное пари…» — опять классика, на сей раз Чехов. Отличный фильм с теми же, что и в «Лесе», Плотниковым, Целиковской и Садальским, а также Алексеем Петренко, Ириной Муравьевой, Михаилом Козаковым… и ведь это был 1984 год с довольно-таки скучным и скупым ТВ. И то, что фильм Мотыля не стал всенародно любимым, мне видится чудовищной и таинственной несправедливостью.
Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (фрагмент фильма)О последних трех фильмах Мотыля говорить не хочется. Он был честный художник с трудной творческой судьбой, так что мои эмоции относительно этих фильмов я оставлю при себе. Замечу лишь, что в фильме «Расстанемся — пока хорошие» (по прозе Фазиля Искандера) одну из главных ролей сыграла Галина Умпелева, легенда нашего театра. Сыграла, конечно, замечательно, иначе и быть не могло. Хотя бы ради нее фильм посмотреть стоит.
Фестиваль уже вызвал разноречивые отклики, из которых проклюнулась одна не очень приятная мысль: если фильм представляет знаменитость, мы пойдем, а так-то — зачем идти, у нас и телек хорошо показывает. То есть многие идут не на фильм, а на возможность «живьем» увидеть звезду, а, может, и автограф взять, и сэлфи сделать. Хорошо, конечно, что звезды приводят в зал народ. Но неужели вам нужна непременно живая Инна Чурикова в зале, чтобы восхититься ее виртуозной работой на экране? Давайте все же ходить в кино, чтобы смотреть кино. А оно у нас есть.
Программа «Неизвестный Владимир Мотыль»
«Несут меня кони». Ельцин Центр. 24 сентября. 17.30
«Расстанемся — пока хорошие». Ельцин Центр. 27 сентября. 12.00
«Багровый цвет снегопада». Ельцин Центр. 27 сентября. 15.00