Дневник Уральского кинофестиваля. Сергей Соловьев: «Мы живем на грани мира и войны»

26 сентября 2016, 08:17

На Уральском фестивале российского кино Сергей Соловьев представил фильм «КЕ-ДЫ». Режиссер рассказал, как рэпер Баста занял место Гребенщикова и насколько сложно снять кино без «распила». Также Соловьев оценил состояние дел в стране: «Вроде, все у нас хорошо. Но хотелось бы предостеречь от самодовольства…»


После «АССА-2» и «Анны Карениной» у критики настороженное отношение к экспериментам культового режиссера. Однако «КЕ-ДЫ» должны понравиться и старым поклонникам Соловьева, и молодым зрителям. Эта картина — отличный арт-мейнстрим в лучших традициях автора, без экспериментов с артхаусом и трешем. 

Саше «Джаггеру» завтра в военкомат, а сегодня он исполнит мечту — купит модные кеды. Решая эту задачу, Саша знакомится с Амирой. После романтической ночи Амира просит о помощи — отвезти в детский дом ее сына, страдающего психической инвалидностью. Начинается романтическое road movie с участием сашиного друга анархо-коммуниста и военрука в исполнении рэпера Басты. В России — октябрь 2015 года. Начались бомбежки в Сирии… 

Кино за 3 рубля 62 копейки

«КЕ-ДЫ» сняты по рассказу Андрея Геласимова «Paradise found». На встрече со зрителями Соловьев рассказал, что прочитал рассказ в журнале и поймал себя на том, что пересказывает его знакомым.

— Так часто делал Никита Михалков, — говорит Соловьев. — Он грандиозно пересказывал кино — за актеров, за деревья, за шум ветра. Потом я смотрел картину и понимал, что Никита был лучше… Вот, и я так делал. И понял, что надо снимать. Сделал сценарий, показал директорам. Получилась смешная смета. У нас привыкли обсуждать сметы на сотни миллионов долларов, а у меня — 3 рубля 62 копейки. Просто нечего «пилить»! Никто не хотел со мной разговаривать. В итоге я нарвался на одного финансиста и рассказал ему эту историю. Когда мы расставались, он спросил: «Может, я поищу эти 3 рубля 62 копейки?»

Вместо БГ — рэппер Баста

Саундтрек фильма состоит из инструментальной музыки дочери режиссера Анны Друбич и песен рэпера Басты. Также кумир молодежи сыграл в фильме довольно крупную роль.

«Продюсер сделал мне подарок, — рассказывает Соловьев. — На многих картинах я работал с мастерами, умевшими общаться с тысячами людей. С Борей Гребенщиковым, с Витей Цоем… Я привык к этому, и картины мои привыкли. Продюсер сказал, что его приятель немыслимо популярен среди молодежи. Это Баста. Я был сражен его концертом в Кремлевском дворце съездов — 80-тысячный зал набит битком. Я видел поразительное внимание зрителей, которое, казалось, исчезло со времен, когда не стало Вити Цоя, когда Боря Гребенщиков начал работать в камерных аудиториях…»

Соловьев пригласил Басту на короткую роль военрука. Нужно было сделать всего один крупный план со словами «Шагом марш!», но после дублей режиссер понял, что Басту так просто не отпустит. «В результате треть картины занята Бастой! — говорит режиссер. — Он оказался замечательным драматическим актером. В новой картине я буду снимать Басту в большой роли».

Снова «Летят журавли»

Проводы Саши «Джаггера» в армию режиссер рифмует со сценами из «Летят журавли». Наверно, начало операции в Сирии стало серьезной предпосылкой для столь тревожного высказывания. Также Соловьев признается в любви к фильму, изменившему его жизнь.

«Благодаря этой магической картине я работаю в кино, — говорит режиссер. — Я прогуливал школу, а Питере это делать холодно. Пошел в кино, посмотрел „Летят журавли“, и моя жизнь в 13 лет перевернулась… Та же история — с вашим земляком Глебом Панфиловым (президент Уральского кинофестиваля — Прим.). Он здесь был огромной шишкой, вторым секретарем обкома Комсомола. Посмотрел „Летят журавли“, все бросил и стал режиссером, сняв ряд выдающихся картин. Андрон Кончаловский после фильма „Летят журавли“ бросил консерваторию…» 

Сергей Соловьев на красной дорожке Уральского кинофестиваля. Фото: Александр Мамаев

«Кино — не развлечение для идиотов»

«Радостно, когда тебя не заставляют врать и делать то, что как бы „зритель хочет“, — говорит Соловьев. — Зачем это решать за зрителя? Я делал, как обычно. Кино — это не развлечение для идиотов, а совершенный способ говорить о том, что есть на самом деле. Вроде, все у нас хорошо. Но хотелось предостеречь от самодовольства.

Мы живем на грани мира и войны, и хочется сделать все возможное, чтобы был мир. Последнее дело — за свои глупость и недостаточно талантливое отношение к миру заставлять расплачиваться молодых ребят. Пусть даже они дрянные дети. Расплачиваются они жизнью. В фильме есть такой смысл. Хотя, я этих смыслов страшно боюсь, кино — не средство промывать мозги… В остальном все хорошо. Я снимал и вспоминал „Я шагаю по Москве“. Тогда была настоящая нелживая вера в хорошее будущее…»

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх