Юрий Башмет: «Хабенский вытягивает спектакль на своих плечах»
Екатеринбург увидел спектакль-фантазию «Не покидай свою планету». Ранее такая возможность была только лишь у зрителей Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Историю одиночества, любви и поиска себя рассказывают Константин Хабенский и камерный ансамбль «Солисты Москвы». «Моменты» узнали у маэстро Юрия Башмета, как музыка Кузьмы Бодрова протянула сквозь притчу «Маленький принц» тонкую нить неуловимости, полуневесомости, а режиссер Виктор Крамер создал мир одинокой планеты и человека, для которого она стала последним пристанищем.
О музыке
Фото: Александр Мамаев
Мы не проповедуем истины, известные нам с детства, не транслируем цитаты из «Маленького принца». Спектакль посвящен бесконечному поиску. И человеку, уходящем из жизни — его галлюцинациям, мыслям, воспоминаниям. Фантазиям. Мне кажется, что музыка Кузьмы Бодрова [композитора] на протяжении всего спектакля помогает в поиске, нащупывании сути. Я искренне поздравлял автора: он уловил это состояние неуверенности, бесконечной фантазии и неуловимости, полуневесомости.
Кажется, вот-вот… музыка приведет нас в конечную точку. И вдруг это ощущение исчезает. А потом — признание розе в любви: звучит знаменитое адажиетто Густава Малера из пятой симфонии. И, кажется, финал, точка…
О спектакле
Фото: Александр Мамаев
Мне предложил эту тему Дмитрий Гринченко из Русского концертного агентства. Потом стало известно, что проектом заинтересовался Костя [Хабенский]. А я его очень люблю, с радостью согласился с ним работать, потому что пусть и не таком уровне, но мы не один проект вместе проходили. Затем появился режиссер Виктор Крамер, которого тоже увлекала идея.
Об актерах
Фото: Александр Мамаев
Конечно, имеет значение, кто исполнитель. И Костя, и Артур [Смольянинов — он подключился к спектаклю чуть позже] зажаты рамками режиссуры. Но оттенки, интонация, акценты, скорость — каждый по-своему проявляет свой талант. Если у одного из них какой-то кульминационный эпизод получается более ярким, то, естественно, мы автоматически вступаем фортиссимо. Костя Хабенский у истоков находился, поэтому пережил больше, глубже знает партитуру. Но я вижу и по лицам моих коллег-музыкантов, и сам с огромным вниманием и увлечением во время спектакля слежу за импровизациями обоих.
О роли
Фото: Александр Мамаев
Мы (музыканты) и музыка — действующие лица в этом спектакле. Несмотря на то что мы ничего не говорим, я считаю, что здесь — как ни в каком другом жанре — музыка не может считаться второстепенной. Роли равнозначны — актера и музыки, которая живет и как фоновое сопровождение, и для создания атмосферы. Но есть и самодостаточные фрагменты. Константин же тоже местами долго молчит, хотя вытягивает спектакль на своих плечах.
О Екатеринбурге
Фото: Александр Мамаев
Когда мы долго не играем спектакль, — чувствую, что мне чего-то нахватает. И, узнав, что мы встретимся на сцене в Екатеринбурге, я ждал этого момента с нетерпением.
С Екатеринбургом многое связано в моей жизни. Здесь, точнее, еще в Свердловске, состоялась премьера знаменитого концерта Шнитке, написангого для меня — мы играли с Валерием Гергиевым. Здесь я выступал с первым составом «Солистов Москвы». У меня играет несколько музыкантов, выросших здесь. На протяжении многих лет Уральский музыкальный колледж держит очень высокий уровень по всем инструментам. В Уральском филармоническом оркестре, которому сегодня исполняется 80 лет, опытный замечательный дирижер Дмитрий Лисс, прекрасные музыканты.
Маэстро, отав должное свердловской музыкальной школе, начал готовится к спектаклю. Зрители, пришедшие «на Хабенского и Башмета», вдохнув на первых нотах, выдохнули только когда прозвучал финальный аккорд и погас последний луч света. Спектакль «Не покидай свою планету» — это не то, что можно оценить словом «нравится» или критиковать сразу же, покинув зал. Это мощные эмоции, которые рождают свет, звук и талантливые люди.
Спектакль «Не покидай свою планету»
Спектакль «Не покидай свою планету» включен в репертуар московского театра «Современник». В столице его можно увидеть 21 и 22 октября, 22 и 23 ноября. Цена билетов на ближайший показ — 8000 рублей.