Не прячьте ваши денежки! В кинотеатры пришел «Коллектор»
«Моменты» уже рассказывали об успехе «Коллектора» на «Кинотавре» (лучшая мужская роль, лучший оператор). Супер-камерный триллер с одним актером в кадре, снятый за неделю в трех комнатах и на балконе, покорил участников форума в Сочи и там же нашел прокатчика. Завтра «Коллектор» уже в кинотеатрах. «Выбьет» ли он кучу денег из зрителей, оправдывая свое название? Скоро узнаем. Но главное уже доказано: не все решает высокий бюджет, хорошая история и социальная актуальность по-прежнему в цене.
Артур (Константин Хабенский) — топ-менеджер в федеральном коллекторском агентстве. Его конек — вышибание денег с крупных клиентов. Без поджогов, избиений, вандализма и прочих радикальных методов, о которых пишут в газетах.
Артур специализируется на ночных звонках, на психологических атаках, балансируя на грани с криминалом, и всегда добиваясь успеха. Однажды ночью ему придется самому платить по счетам. В сети появится видео с компроматом, незнакомая женщина по телефону обвинит коллектора в смерти мужа…
Одинокий герой Хабенского 74 минуты мечется в стенах офиса в попытках обойти расставленные ловушки. Другие персонажи — голоса за дверью, в телефонной трубке и в радиоэфире, да черные тени под окнами бизнес-центра (по легенде, собранная в соцсетях массовка дежурила на улице во время съемок, ругая и ненавидя Хабенского, чтобы актер получил заряд тревоги). Такими минимальными средствами создается отличная психологическая драма с элементами триллера.
Тут все очень просто, но за простотой — мастерство команды. Классный сценарий, четкая операторская работа Дениса Фирстова, выкладывающийся на все сто Хабенский и его коллеги, с помощью одного голоса создающие объемные образы друзей и коллег героя. Не случайно в числе закадровых исполнителей — Евгений Стычкин, Дарья Мороз, Татьяна Лазарева и другие серьезные актеры. Режиссеру Алексею Красовскому было важно, чтобы телефонные переговоры поддерживали максимум напряжения, иначе фильм был бы обречен на провал. Кстати, «Коллектор» — особый случай, когда важно отключить звук телефона на время сеанса. Если вы, конечно, не хотите дополнительно встревожить и запутать других зрителей.
Хабенский на все сто справился с ролью симпатичного антигероя. Фото: kinopoisk.ru
История о коллекторе хороша, но не стоит перехваливать ее драматургию. Это стандартная — со всеми клише — соцдрама. В центре повествования — антигерой (симпатичный протагонист с набором отрицательных качеств), обитатель профессиональной ниши. Жизнь героя наполнена веселым цинизмом и драйвом, пока не расшибается о «подводные камни». От благополучия не остается и следа, друзья оказываются предателями… Мир рушится. И где-то в дали, как часто бывает, маячит силуэт женщины, единственной ниточки, связывающей с другим миром… Так пишут и снимают уже давно, главное, как говорится, в нюансах. И в нюансах Красовский оказывается силен.
Одинокий герой 74 минут мечется по пустому офису. Фото: kinopoisk.ru
Не нова и концепция «триллер одного актера». В 2013 году режиссер Стивен Найт показал на Венецианском кинофестивале фильм «Лок» с единственным актером на экране — Томом Харди, герой которого прилип к рулю своего BMW. Полное сходство фильма Красовского с этой работой — даже в выборе ночной съемки и количестве рабочих смен (у британцев пять, у русских — семь). Во вторичности россиян упрекать не хочется, можно даже похвалить — такое оперативное и качественное внедрение западных технологий — поучительный пример для работников отечественной промышленности.
Приз за лучщую мужскую роль на «Кинотавре» Хабенский безусловно заслужил. Фото: kinopoisk.ru
Режиссер проявил смелость и бойцовские качества в борьбе за финансирование своего дебюта. Что им двигало? Желание отомстить всем коллекторам России за былые обиды? Нет. К вышибальщикам долгов Красовский относится с некоторой симпатией: на «Кинотавре» он даже рассуждал о демонизации этой профессии федеральной властью: «Когда мы начинали, никто еще не дал команду „Фас!“. Это сегодня коллекторы — антигерои».
«Коллектор» — производственная драма, которых нашему кинематографу так не хватает. Фото: kinopoisk.ru
Главная ценность «Коллектора» не в социальности и непривычной камерности, а в ориентированности на «человека труда». «Моменты» при оценке нового российского кино, начиная с «Экипажа», неоднократно говорили о дефиците производственной драмы на наших экранах. Снятые в этом жанре фильмы со времен СССР можно пересчитать по пальцам. В то же время в Голливуде производственная драма — один из основных продуктов («Джой», «И грянул шторм», «Супер Майк» и т. п.), регулярно выдвигающийся на «Оскары». Также о необходимости возрождения жанра заявляли кинематографисты и критики на «Кинотавре». Не удивительно, что «менеджерскую» драму Красовского многие хвалили за показ новомодной профессии.
Считаете вы коллекторство профессией, заслуживающей уважения, или нет, решайте сами. Но «Коллектор» — это действительно высокий образец профессионализма в кино. Наверняка вы не пожалеете, если посетите кинотеатр и отдадите авторам фильма немного ваших денег. Скачаете «пиратку» в интернете — будете должны.