Шокирующий «Ученик». Какой учитель возьмет ответственность за все это?
На экраны выходит «Ученик» Кирилла Серебрянникова, каннская сенсация, призер «Кинотавра», фильм закрытия Уральского кинофестиваля. История старшеклассника Вени, фанатичного защитника традиционной морали и чувств верующих — не памфлет, а серьезная драма, о которой можно долго спорить. Главное — спорить без фанатизма, без жертв и разрушений.
Сначала «Гоголь центр» сделал спектакль «(М)ученик» по пьесе немца Майенбурга. Теперь появился фильм, без буквы «М».
Вениамин (Петр Скворцов) прогуливает уроки плавания. Это как-то связано со одноклассницей Лидой. Ерунда, казалось бы, в переходном возрасте всякое бывает. Однако Веня внезапно выдает: «Плавание оскорбляет мои религиозные чувства». Похоже, семья и школа что-то упустили, и их место занял телевизор с церковным ликбезом и избыточным педалированием «консервативных ценностей».
В реальной школе Веня мог быстро получить по морде от анархокоммунистов. Фото: kinopoisk.ru
К удивлению педагогов и зрителей, поначалу юный знаток Библии прав — учитель физкультуры превратил уроки в бассейне в подобие конкурса бикини. Проблему решают, но Веня на первом успехе не останавливается. Его проповеди, манифесты и провокации становятся более жесткими. Под флагом защиты чувств верующих мальчик превращается в диктатора-террориста.
Пропаганда Вени заражает учеников, учителей, завуча и даже священника, ведущего историю православия. Единственным антагонистом тирана становится учительница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова), защищающая права секс-меньшинств, теорию эволюции и свободу системы образования от клерикализма.
Учительница биологии становится антагонистом религиозного тирана Вени. Фото: kinopoisk.ru
От реальной картины «христианского мира» в школах фильм Серебрянникова далек. Это похоже на притчу-предупреждение на фоне сегодняшних «консервативных трендов».
В мире немного развитых стран, где секуляризация прошла так глубоко, как в России. Уровень светскости и сейчас очень высок. В реальной школе Веня мог быстро получить по морде от панков или анархокоммунистов, о которых поет свердловская Монеточка, и закон «о чувствах» не помог бы. Да и кресты со словами молитвы в классах — атрибуты «западного», а не нашего образования.
Может, тогда все? Расходимся? Нет, тут есть о чем поговорить.
Посткоммунистический реванш религии (и не только) до определенного уровня логичен. Но знаем ли мы, устроившие четыре революции за сто лет, чувство меры? Этот вопрос, оставленный «Учеником», кажется очень ценным.
Фильм нервирующий, как для носителей лозунга «запрещено запрещать!», так и для щедрой на запреты власти. На «Кинотавре» Иосиф Кобзон, как депутат Госдумы, заявил «Моментам», что фильм Серебренникова «абсолютно неправильный и очень вредный». Претензии в основном касались не религии, Кобзона разозлило, что автор легко навесил на героев ярлык антисемитов.
Все чудовищные идеи произрастают на почве равнодушия и ханжества. Фото: kinopoisk.ru
Момент нацистского каминг-аута в учительской действительно — на грани разумного. Даже ссылки на склонность автора к гротеску не успокаивают. Это тот момент, когда вылезают белые нитки — видно, что исходник германский. При этом автор встревожен судьбой разных «меньшинств». Кроме притянутого для драйва «еврейского вопроса» мы видим почти анекдотичную персонификацию «инаковости» — школьника Гришу — гея, инвалида, сектанта.
Режиссер критичен и к защитнице свобод, пьющей пиво на пляже рядом с голыми школьниками, устраивающей в классе неловкие игры с презервативом. Биологичка представляет «силы прогресса», которые формально правы, но слишком наивны и «уперты», чтобы победить, да еще и склонны скрещивать дарвинизм с социалкой (Веня — не личность, а «пубертат», а потом — идейный враг).
Школьник Веня (Петр Скворцов) — защитник «традиционной» морали и чувств верующих. Фото: kinopoisk.ru
Мы видим неприятно узнаваемый «срач» вокруг прав и свобод, перерастающий в гражданскую войну. Режиссер, как и большая часть зрителей, занимает «на баррикадах» определенную сторону. Но стоило ли доходить до баррикад? Несмотря на все качества свободолюбивого манифеста, фильм Серебрянникова содержит и этот вопрос.