«Дневник училки», «Конкурс», «Форсаж. Возвращение» и другие документальные фильмы, которые надо смотреть
Открытый фестиваль документального кино «Россия» в этом году прошел в 27-й раз, и ожидали его со сдержанным напряжением. Год назад президентом фестиваля стал Клим Лаврентьев (Москва), который на закрытии заявил, что не допустит в конкурс ничего, что может бросить тень на нашу великую страну, а упор будет сделан на фильмы, прославляющие Россию. Ощутимо повеяло давно забытым, и мы пригорюнились: да, сдает позиции фестиваль.
Но потом выяснилось, что у Клима Лаврентьева есть дела поважнее, чем фестиваль «Россия», и он не стал влиять на конкурсную программу. А уж когда в день открытия фестиваля объявили, что его президент угодил в реанимацию в тяжелом состоянии, все, конечно, пожелали ему скорейшего выздоровления и спокойно, без нервотрепки, стали смотреть кино.
Очень жаль, что в этом году фестиваль пришелся на рабочие дни. А ведь многие фильмы адресованы в первую очередь молодежи.
Вполне молодежным я бы назвал пермский «Дневник училки» (режиссер Дарья Абатурова). Девушка рассказала о своей подруге, молодой учительнице физики в уральском захолустье, которая пытается равнодушных восьмиклассников превратить в думающих людей. Ох, нелегкая это работа… Зрители много смеялись, но была и напряженная тишина. Когда героиня рассказывает, что ученик, в которого она вкладывает все свое время (не только рабочее), интересуется матом… ну, переведем на приличный язык — зачем она его тормошит, это от не сложившейся половой жизни?
Кадр из фильма «Дневник училки». Фото: gazetasubtitry.ru
Вот почему я не мог бы работать учителем — у меня такой ученик получил бы непедагогичный ответ. А эта юная красавица проревелась, умылась и только пожаловалась в камеру, что не может с хамом ничего поделать. И продолжает недоросля образовывать! «Дневник училки» могу посоветовать всем, кто считает, что учителя много зарабатывают и плохо учат. Просто посмотрите, потом поговорим.
«Конкурс» (режиссер Евгений Ховаев) — совсем другой мир: один из самых престижных в мире — международный конкурс имени Чайковского. За 45 минут мы познакомились с молодыми пианистами, прошедшими в третий тур. Это настоящий музыкальный триллер. Даже если знаешь, кто станет победителем, бесконечно интересно узнавать людей, приехавших в Москву со всего света с разными мотивациями и сошедшихся в музыкальном сражении. Сражении за первое место? Да. Но и в сражении с самим собой: я ведь смогу показать, на что способен, я не подведу своих учителей, своих поклонников, своих родных? В фильме о музыке есть трагические повороты сюжета, есть катарсис…
За роялем — один из героев фильма «Конкурс» Дмитрий Маслеев. Фото: «В контакте»
Досадно, что мало кому удалось увидеть «Конкурс» (приз за лучший короткометражный фильм). Но Евгений Ховаев рассказал, что в городах России, где проходят концерты героев фильма, устраивали показы. А Екатеринбург чем хуже? Контакты Евгения теперь есть в нашей филармонии, следите за афишей.
Можно будет посмотреть фильм «ГЭСЛО. „Исчезнувшая“ экспедиция» (режиссер Владимир Непевный): его берет в прокат кинотеатр «Салют» (и опять — следите за афишей). Захватывающая история похода северной экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в начале 20 века рассказана по материалам, до сих пор не опубликованным, фото и дневники участников обнаружены в архивах. «Исчезнувшей» эта экспедиция, которой завершилась эпоха великих географических открытий, стала во многом из-за участия в ней Александра Колчака, впоследствии — Верховного правителя Сибири.
Архивное фото «исчезнувшей» экспедиции. Фото: «В контакте»
Фильм — не пафосный победный рапорт о том, как наши люди открывали северные земли. Голос за кадром — ведущий актер питерского МДТ Сергей Курышев — исключает фальшь и казенщину. Прослежены судьбы офицеров «Таймыра» и «Вайгача», некоторое из которых смогли дожить до 60-х-70-х годов, что было непросто. И кое-кто умудрился даже не эмигрировать!
Ну, и фильм «Форсаж. Возвращение» (режиссер Наталья Гугуева), получивший Гран-при фестиваля, тоже пойдет в «Салюте» — ему достался приз «Прокатное удостоверение» кинотеатра. Картина будет доступна нефестивальной публике — это очень важно.
Самолет из фильма «Форсаж. Возвращение». Фото: planeta.ru
На итоговой пресс-конференции самым разговорчивым и откровенным членом жюри оказался оператор Шандор Беркеши. Все понимают, что без хорошего оператора фильм не снять. А как режиссеру выбрать хорошего? Беркеши поделился секретом: «Главное, чтобы оператор не был говнюком!» Мудрый и опытный режиссер Игорь Григорьев усмехнулся: «А ты любого спроси — каждый уверенно ответит, что не говнюк. Но как начнешь снимать…»
Режиссер Павел Фаттахутдинов добавил, что дефицит хороших операторов вызван еще и тем, что они не читают. Они прекрасно разбираются в гаджетах, уверенно жмут на нужные кнопки, но режиссер ведь должен объяснить ему еще в самом начале работы, о чем фильм, какая стоит задача. А как объяснить, если оператор не читал ни Толстого, ни Достоевского, ни Гоголя? Так что, юные операторы, надо не только в гаджетах разбираться, но в и литературе.
В день закрытия «России» стало известно, что Клима Лаврентьева перевели из реанимации в общую палату и он уже может самостоятельно дышать, как и фестиваль «Россия». Обоим желаем свободного дыхания и в дальнейшем.