«Прибытие». «Умная фантастика», которую так давно ждали. Но есть нюансы
Не ждите от «Прибытия» мощного действия, жертв и разрушений. Этого хватило в фильме «День независимости 2». На этот раз мы видим камерную историю с претензией не интеллект, в которой главная сила не в оружии, а в науке и дипломатии.
20 лет назад в «Прибытии» (The Arrival) герой Чарли Шина ждал адекватных инопланетян из космоса и воевал на Земле с неадекватными смешными гуманоидами с коленками как у кузнечика. В новом фильме никаких приключений и экшна. Только лингвист доктор Луис Бэнкс (Эмми Адамс), физик Ян Доннелли (Джереми Реннер), парочка огромных семиногих моллюсков «гептоподов» и борьба со сложностями перевода.
12 кораблей зависли над планетой, игнорируя Лос-Анжелес и Нью-Йорк с многострадальным Бруклинским мостом. Один корабль над американской провинцией, две посудины (спасибо нашим партнерам) над Сибирью и российским побережьем Черного моря, также «повезло» Китаю, Австралии и еще нескольким странам.
Радости от того, что мы не одни во Вселенной, как в «Близких контактах третьей степени» Спилберга, земляне не проявили. Правительства увлеклись режимом ЧС, политики — спорами, анархисты в масках Гая Фокса — провокациями. Но фильм не об этом.
Сюжет вертится вокруг «комнаты для переговоров» на корабле инопланетян. Ежедневно приходя к гептоподам, пара ученых пытается научить их английскому. В ответ приходят «иероглифы» в виде колец. Одно из посланий звучит так: «Выбирайте оружие».
Фото: kinopoisk.ru
Несмотря на фантастику, это производственная драма. Почти два часа мы должны следить за кропотливой работой ученых, уважать их миссию и понимать, что финансирование науки — не менее важная штука, чем расходы на экипировку солдат, которые, конечно, пытаются устроить ненужную панику и что-нибудь взорвать.
Смотрели «Заражение» Стивена Содерберга? Помните, что планетарная катастрофа в том фильме показана очень камерно — из кабинетов нескольких эпидемиологов, без каких-либо атрибутов блокбастера? «Прибытие» — еще более лаконичное кино.
Смотреть на это местами скучновато. Чтобы зритель не заснул в трех сумрачных декорациях, нас пытаются взбодрить воспоминаниями героини Эмми Адамс об умершей дочери, которые оказываются не совсем воспоминаниями. Здесь авторы делают робкие шаги на территорию одухотворенного «Соляриса» и набиваются в родственники к мастерам психоделической фантастики. Правда, выглядит это слегка вымученно.
У фильма отличные рейтинги IMDB и Кинопоиска (8,5 — 8,2), число положительных рецензий стремится к ста процентам. Похоже, все согласны, что мы получили долгожданную «умную фантастику». Только вот ума тут не намного больше, чем в комиксах с участием Эмми Адамс и Джереми Реннера. Один из самых неоднозначных моментов, кстати, суперспособность героини, обесценивающие все научные наработки.
Фото: kinopoisk.ru
Потратив кучу времени на сопереживание персонажу Адамс, мы видим, что она изрядно продвинулась в знании языка инопланетян, но в этом нет интриги, нас просто ставят перед фактом. Дешифровка оказывается скучной. Мы смотрим на нарисованные кружочки и ждем пояснений от героев, не имея возможности до чего-то додуматься самостоятельно.
Паника вокруг символа, обозначающего оружие, выглядит надуманной. Во-первых, можно переспросить. Во-вторых, что за «выбор оружия»? Инопланетяне ведь не дуэлянты девятнадцатого века. Часто повторяющиеся и жрущие хронометраж видения героини о мертвой дочери большого смысла не имеют. Они сыграют только ближе к финалу и помогут решить некоторые проблемы, но к этому моменту зритель уже может подумать, что он тут лишний.
«Прибытие» формально исправляет ошибки многих других фильмов, делая проблему не только американской, а мировой. Но во многом формально. Мы не видим нормального взаимодействия государств, над которыми приземлились инопланетяне. Правда, режиссер Дени Вильнев («Пленницы», «Убийца») не совсем глуп и оговаривает этот момент, неспособность разных стран на Земле к нормальному общению между собой в «Прибытии» — одна из главных угроз, способная привести планету к катастрофе.
Фото: kinopoisk.ru
В геополитической теме не обошлось без выпадов в адрес государства, чей потенциал все больше тревожит американцев. Речь не о нашей стране, а о Китае. Тут сразу зацвела клюква. Оказалось, что в Поднебесной переговоры с пришельцами ведут не ученые, а армия в лице генерала Шанга, который совершает отчаянные глупости. Сначала он предлагает неподготовленным пришельцам с ходу разгадать китайскую народную загадку, а потом психует и объявляет гептоподам войну.
Россия изображается, как сейчас принято, суетливым милитаристом, гоняющим туда-сюда военную технику и готовым поддержать китайцев в их агрессии. Понятно, что без эксцессов не было бы и фильма, но до уровня умного кино все это не дотягивает.
При всех огрехах постановки отговаривать от Прибытия» не хочется. Наверняка фильм многим понравится, кто-то поставит его на одну полку с «Интерстелларом» и «Солярисом». Возможно, это правильно. Серьезной фантастики не так много, чтобы ею разбрасываться.