«Фантастические твари и где они обитают». Таких чудес в «Гарри Поттере» не было!
Фильм по сценарию Джоан Роулинг можно назвать лучшим фэнтези и сильнейшим блокбастером года (хоть и немного обидно за «Варкрафт»). «Поттериана» была хороша, но начало новой франшизы — просто волшебно.
Нью-Йорк середины 20-х. Из Британии прибыл маг Ньют Скамандер (Эдди Рэдмейн), еще не написавший книгу «Фантастические твари и где они обитают», которую в 90-х прочитает Гарри Поттер. В руках у Ньюта чемодан с магическими монстрами.
Британец привез в США контрабанду вроде биологического оружия. Разведение чудищ под запретом. Маги переживают стресс от Первой мировой и боятся, что фантастические твари приведут к войне с «ноумеджи» (в Европе — маглы). Нью-йоркское общество волшебников работает в подполье. На улицах секта «Новый Салем» митингует за охоту на ведьм. На пост президента США выдвинут сенатор, готовый запрещать все, что подвернется.
При таком не лучшем раскладе из чемодана Скамандера сбегают диковинные существа. К поискам беглецов подключаются «не маг» Якоб Ковальский (стоит запомнить актера Дэна Фоглера), укушенный забиякой «горегубкой» (смесь грызуна с актинией), и две сестры-волшебницы Порпентина и Куинни. Похоже, приключения будут романтическими…
Родина Поттера — только в разговорах. Скамандер вспоминает британскую школу магов («Хогвартс-шмогвартс», — язвят американцы и хвалят свою Ильверморни), откуда его за трюки с монстрами выгнал Альбус Дамблдор. Усердное протягивание ниточек к «поттериане» тут не требуется, все складывается благодаря классической мере условности и знакомым деталям.
Наш кинокритик уверен, что мы наблюдаем фильм намного более красивый, чем «Гарри Поттер». Проверим. Фото: kinopoisk.ru
Домашний эльф за стойкой бара — почти как Тобби, на стенах газеты с живыми картинками, дуэли на волшебных палочках не меняются, как и поединки на мечах в «Звездных войнах». Звери новые, свежевыдуманные, но годятся для питомника профессора Хагрида. Сохранена и заложенная «поттерианой» голливудская традиция показа недоброй энергии в виде дымного сгустка. На этот раз он высоко детализирован и ломает небоскребы.
Мы идем в волшебный мир с опытным гидом — Дэвидом Йейтсом, снявшим четыре фильма о Гарри Потере и «Тарзан. Легенда» о жестокой колонизации Африки. «Фантастические твари» позволили Дэвиду развернуться в полную мощь, создать отличную сказку и увлечь любителей рассуждать о временах и нравах. Тут столько признаков эпохи! В бутлегерском кабаке под звуки джаза встречает гангстер — черный эльф Гнарлак с лицом брутального Рона Перлмана. Синяя обезьяна Камуфлори наводит на улицах панику, как Человек-невидимка.
К традиционной для франшизы теме ксенофобии добавляются нотки от популярных в начале века Фрейда и Юнга. Мирной жизни угрожает нечто более страшное, чем монстры. Это темная материя «обскур», подавленная и вытесненная в подсознание сила юных магов, с детства униженных за волшебную «ориентацию». Получается интересная аллегория, когда отделившаяся от эго забитого запретами героя злая субстанция набрасывается на носителя радикально консервативных идей. Похоже, Роулинг слегка запоздало выдала «фи!» республиканцам.
Добротных смыслов немало, но они подаются деликатно, чтобы не надорвать сказочное кинополотно. «Фантастические твари» не превращаются в политическую притчу, не играют с антиутопией или стипманком, не зарывается в цитирование. Это гордое самобытное произведение, родственное только «поттериане». Да и тут много отличий.
Герои взрослые. Уроки магии отброшены, детектив не столь затянутый. Как Алиса за кроликом, мы гонимся за хитрым утконосо-кротом Нюхлем, крадущим украшения, и чудеса так захватывают, что некогда даже думать про антагониста Грейвза (Колин Фарелл). Главный секрет: в компании героев мы смотрим на волшебный мир с разных ракурсов. Сестры-волшебницы не видали заморских тварей, Скамандер не бывал в роулинговской Америке. Якоб Ковальский — вообще «не маг», он похож на зрителя, пропустившего «Гарри Поттера» и сейчас обалдевшего от концентрации чудес.
«Фантастические твари» безумно красивы. Дело не только в крутизне эффектов, а в их одухотворенности и в проработке мира. Какой Нью-Йорк изящнее — бытовой «немаговский», или волшебный? Оба хороши. А когда они сходятся, еще круче. Только не как в комиксах, несмотря на серьезные разрушения. Тут особая магия. Художник-постановщик заслуживает «Оскар». Он даже намекает на это синефильскими сценами в вольерах для монстров, напоминающих старые павильоны для съемок «на природе».
Напоследок — урок криптозоологии. Про Горегубку, Нюхля и Камуфлори вы уже слышали. Шестикрылая Птица-Гром хочет вернуться в Аризону. Сносорог — огромный обитатель болот, взрывающий препятствия. Угроб — рогатый и горбатый хищник, осталась одна пара на планете. Лечурка — зеленый малыш вроде палочника, мастерский взломщик. Окками — змееподобный дракон, может спрятаться в чайник или разрушить собой многоэтажку (чем больше гнездо, тем больше и он). Их там еще много — самых разных. У каждого свои умения, характер и харизма. Приходите в кино и познакомьтесь!
Сайт: www.cinemapark.ru
Адрес: Екатеринбург, Малышева, 5