«Землетрясение». Отложите в сторону боевики и комедии. Залы по всей стране утопают в слезах
Кино о Спитакском землетрясении — дань памяти погибшим жителям Армении, яркое высказывание о ценности человеческой жизни. Забудьте про развлекательные «катастрофы», отложите в сторону боевики и комедии. Вы должны увидеть этот фильм. Это тяжело, но надо.
Утром 7 декабря 1988 года в Армении сильнейшее землетрясение разрушило Спитак, Ленинакан, Степанаван, Кировакан, и еще более трехсот населенных пунктов. Погибло 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, полмиллиона людей осталось без дома.
После тюрьмы в Ленинакан возвращается Константин Бережной (Константин Лавроненко). В городе его ждут жена, дочь и сын. К встрече готовится и двадцатилетний Роберт Мелконян (Виктор Степанян), родители которого несколько лет назад погибли по вине Бережного. В кармане у парня револьвер… Самолет Бережного приземляется через несколько минут после землетрясения. Пятиэтажка, в которой жила его семья, уничтожена. На руинах Константин встречает Роберта, пытающегося достать из-под завала незнакомую девушку. Не узнав друг друга, герои начинают спасательную операцию.
Само землетрясение мы увидим только через иллюминатор самолета. Фото: kinopoisk.ru
Где-то рядом пожилой Ерем ищет беременную дочь и ее жениха. За час до катастрофы он не пустил их на порог за то, что «обрюхатились» до свадьбы. Теперь казнит себя за это. Троюродный брат Роберта занимается мародерством. Миша, водитель грузовика, собирает раненных. Ночью он отмечал день рождения. В кабине у Миши кастрюля с несъеденным хашем, армянским «утренним» супом, а в кузове — трупы всех его гостей. Около разрушенного рынка женщина с металлическим штырем в ребрах обнимает мальчика и говорит, что все в порядке, мама просто устала. Несколько минут назад они покупали мясо для праздника, мама рассказывала сыну, что сегодня прилетит его отец…
Сарик Андреасян имеет репутацию создателя всегда окупающихся развлекательных малобюджеток. Его часто яростно ругают — за ремейк «Служебного романа», неровную фантастику «Мафия: Игра на выживание», даже за вполне талантливую секс-франшизу «Что творят мужчины». Сарика даже сравнивают с «непослушным» немцем Уве Боллом, к которому прилип ярлык «худшего режиссера всех времен»… И тут выходит «Землетрясение» — кино, после которого хочется обнять автора и сказать: «Спасибо!» На этот раз самые отчаянные недоброжелатели не найдут слов для критики. Трудно ругаться, когда только что плакал.
Землетрясение в Армении отразилось на семьях продюсеров, режиссера, поэтому и рассказывают историю они максимально деликатно. Фото: kinopoisk.ru
«Землетрясение» — максимально проникновенный фильм. Залы по всей стране утопают в слезах. Плачут все, примерно с двадцатой минуты и до титров. По степени воздействия это кино уникальное и уж точно сильнее «одноклассников». Ему уступают даже китайский «Автершок» и «Невозможное» — «оскаровская» драма о цунами в Таиланде.
Андреасян говорил, что снимал предельно честное кино. Это правда. Могло ли быть иначе? Продюсер Рубен Дишдишян и актер Грант Тохатян участвовали в спасательных операциях в Ленинакане, семья Андреасянов стояла в очереди на усыновление детей-сирот. Это было делом чести в 1988 году, а сегодня — фильм.
Николай Курилов смотрел фильм в кинотеатре и зафиксировал: зал плачет с 20-й минуты. Но никто не уходит. Фото: kinopoisk.ru
Такое кино не должно напоминать шоу-катастрофы Роланда Эммериха. Здесь будут адекватные спецэффекты, но режиссер не «продает» их, он просто ставит нас перед фактом. Панораму с рассыпающимися улицами Ленинакана, мы увидим не просто так, а глазами Константина, из иллюминатора самолета. Великолепный ход, корректно реконструирующий события и дающий герою мощный драматический заряд (восемь лет не был дома и опоздал на час!).
На экране — точная картина. Мы действительно в 1988 году с падающими с полки флаконами советских духов и приемником «Океан», с репликами «Видел фильм „Кобра“? Постреги меня как Сильвестра Сталлоне!» и телевизором, в котором Михаил Горбачев выступает в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. На титрах кадры из фильма точно совпадают с фото разрушенного Ленинакана.
Несмотря на послужной список режиссера, его новая картина — рекомендована. Фото: kinopoisk.ru
Реконструкция — правильно, но главное — люди. Мы свидетели подлинной коллективной трагедии, невероятного горя, тотальных поминок и вдохновляющего объединения в борьбе за каждую жизнь. «Мужики по дороге бесплатно соляру наливали, когда узнавали, что спасать еду», — говорит водитель крана, прибывший «с под Ростова». Поисками выживших занимается кинолог Дидье из Франции. На помощь хирургу, работающему в палатке среди развалин, спешат коллеги из Грузии… «Со всего света люди приехали нам помогать», — растроган Ерем, который сначала был мизантропичным стариканом.
Всю боль жителей Ленинакана мы ощутим как собственную (так и есть по факту, это была наша страна). Но не до удара в поддых, не до желания отвернуться от экрана. «Землетрясение» — деликатное и доброе кино. Даже одна сцена, позволяющая упрекнуть авторов в спекуляции на крови и трупах, в любовании спецэффектами или в насилии по отношению к зрителю, могла все испортить. Нет в этом фильме таких сцен и быть не могло. И доброта фильма — без сюсюканья, без дешевой мелодрамы, все слезы в кинотеатрах на редкость настоящие. Проверьте сами. Запаситесь скепсисом, займите место в зале и увидите, что будет дальше.