Кровь, плоть и «сакральная Корсунь». Что нужно знать о «Викинге» — главной теме новогодних кинодискуссий — перед покупкой билета
«Ты сам убил своего брата?» — спрашивает священник. «Сам», — сквозь слезы признается князь Владимир. Путь к этой исповеди лежал через годы насилия. Как это было, мы увидим в новом фильме про крестителя Руси. Не пропустите: «Викинг» — главная тема новогодних кинодискуссий.
На Руси 977 год. После гибели Святослава Игоревича три его сына делят сферы влияния. Ярополк княжит в Киеве, Олег — князь древлянский, Владимир управляет Новгородом. Между княжествами — усобица. Случайная встреча Ярополка и Олега приводит к трагедии: Олег падает в ров с кольями. Владимир и его дядя Добрыня от греха подальше убегают в скандинавские страны и возвращаются с викингами.
Улыбающийся герой Данилы Козловского, не испачканный кровью двадцатилетний парень, стоит перед стенами Полоцка, перешедшего под власть Киева, и зовет замуж княжну Рогнеду (Александра Бортич). Девушка, сосватанная Ярополку, отказывает со словами: «Ты сын рабыни» (будущий Креститель Руси рожден от ключницы).
Больше всех от такой подачи бесится Добрыня. Прототип былинного богатыря был мрачным дядькой, это он положит немало голов, насаждая христианство в Новгороде… Князь и дядя устраивают Полоцку кровавую баню. Владимир по наставлению Добрыни насилует княжну на глазах у отца и матери, которых потом убивают.
Недостаток массовки создатели спрятали за разными эффектами. Фото: kinopoisk.ru
Дальше — по «Повести временных лет». Пленение Ирины (яркая роль Светланы Ходченковой), жены Ярополка, расправа над князем Киевским и превращение Владимира в правителя Руси. Оборона Киева от печенегов, реставрация кровавого языческого культа, взятие Корсуни (Херсонес), принятие христианства и покаяние за сотворенное зло.
По законам кино после благолепного финала с массовым крещением в Днепре мог быть сиквел с новыми войнами и подавлением языческих территорий. Там бы тоже нашлись поводы каяться, но это другая история
Среди предыдущих работ Андрея Кравчука — «Адмирал». Фото: kinopoisk.ru
Режиссера Андрея Кравчука («Адмиралъ») больше заботит становление Владимира в качестве Крестителя, превращение насильника и узурпатора в реформатора, почитаемого православными и католиками, про которого Ломоносов написал так: «Пример оставил о себе отменной храбростью, кротким правосудием, щедролюбим к требующим. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами…» Изложенные в фильме события — отличный материал для байопика с хеппи-эндом. Грубо говоря, «Викинг» — это «Иван Грозный» наоборот.
Трейлер обещал крепкий экшн. На практике фильм с бюджетом в 20 миллионов долларов по батальным сценам не далеко уходит от сериалов. Заметна нехватка массовки, особенно при осаде Киева и в финальной разборке с печенегами.
Наш кинокритик Николай Курилов не советует ждать от «Викинга» экшна уровня «300 спартанцев». Фото: kinopoisk.ru
Временами кажется, что авторы так и не определились, какой экшн снимают — исторический или фэнтезийный, в котором один герой (типа объевшегося грибами берсерка) стоит пары сотен бойцов. Схватки выглядят неплохо на средних и крупных планах. Падающие лошади, измазанные грязью и кровью богатыри, слетающие с плеч головы, пробивающие доспехи копья, вонзающиеся в глазницы стрелы… весьма брутально и яростно.
Хорошо поработали художники и операторы. Мы увидим древние города с высоты птичьего полета и эффектные панорамы, поверим в достоверность крепостных стен, будем с интересом разглядывать костюмы, латы, татуировки… Чтобы битвы не выглядели куце, как тусовка реконструкторов, авторы хитрят, наполняя воздух снегом, дождем, дымом от костров, взбитой копытами лошадей пылью. Этот прием делает картинку более живой и художественной и слегка маскирует проплешины в массовке.
Не стоит идти на этот фильм, как на экшн, подобный «Трое» и «300 спартанцев». Картина Кравчука, несмотря на махание мечами, пытается остаться исторической драмой. Получается лучше, чем в «Адмирале», правда, местами неровно и суховато, а местами — наоборот, как будто авторы вместе с викингами поели грибов.
Еще до премьеры фильм получил разные трактования. Президент Владимир Путин сказал, что обязательно посмотрит картину еще раз. Фото: kremlin.ru
Накануне премьеры много спорили в интернете. Скептики считали, что «Викинг» создан с целью зарифмовать взятие Корсуни с недавним присоединением Крыма и выше пропагандистской планки не прыгнет. Как говорят в кино, «все совпадения случайны». Работа над фильмом началась еще семь лет назад, правильнее считать, что он посвящен тысячелетию крещения Руси, в истории которого «сакральная Корсунь» действительно сыграла ключевую роль.
Не оправдались прогнозы об «отбеливании» образа Владимира. Вступи режиссер на этот путь, фильм бы не получился. За что каяться, если все гламурно? Конечно, персонаж Козловского — не инфернальный злодей. Это больше романтический антигерой, порой смотрящий на жертвы и разрушения с лицом отошедшего от пьянки рокера, не понимающего, как телевизор из гостиницы оказался на крыше «Гелендвагена». Но по ходу действия груз ошибок накапливается, и подводит героя к кульминационным слезам в корсунском храме (Козловский на премию за драматическую роль не наработал, но в целом справился).
Некоторые источники указывают, что вмест с расходами на продвижение бюджет «Викинга» достигает 3 млрд рублей. Фото: kinopoisk.ru
Одна из главных художественных удач — конфликт героинь Бортич и Ходченковой. Как часто бывает в новых российских драмах, у женщин метафорические роли. Рогнеда — персонификация старой языческой Руси, а Ирина — новой, христианской (это даже исторически справедливо, про Иисуса в Киеве заговорили еще при Ярополке). Эта тема сильно не педалируется, подается мягко, но для оценки фильма важна.
«Викинг» вышел с цензами «12+» и «18+». Во взрослом варианте больше жестокости, крови и секса. Эта редакция ближе к тому, что мы привыкли видеть в «Игре престолов», «Спартаке» и «Викингах». Очевидно, что путь Владимира от языческого насилия к гуманизму более эффектен без купюр. Поэтому будьте внимательны при покупке билетов!