«Закон ночи». Гангстер Бена Аффлека похож на Князя Владимира из «Викинга»
Князь Флоридский прокладывает путь к власти огнем и мечом. Его руки в крови, вокруг дикарство и мракобесие бандитских двадцатых-тридцатых. На душе от этого погано, хочется другой жизни для себя и страны… Бен Аффлек создал гангстерскую драму, наполненную размышлениями о судьбах Родины. Это интересно и напоминает российское кино, страдающее о революциях, лихих девяностых и крещении Руси.
Американский ирландец Джо Кофлин (Бен Аффлек) побывал в мясорубке Первой мировой и дал себе зарок — не подчиняться приказам. Вернувшись в Бостон (родной город Аффлека), он становится ночным грабителем, принципиально не входящим в кланы. У гангстеров на этот счет свое мнение… Кофлин вступает в конфликт с главарем ирландского мафиозного синдиката, своим отцом-полицейским (как всегда крут Брендан Глисон из «Голгофы»), теряет возлюбленную, садится в тюрьму… И выходит с жаждой мести.
Достать мафиози-ирландца можно с помощью главы итальянского клана Масо Пескаторе. Герой Аффлека все-таки становится гангстером. Думает, что ненадолго, но «командировка» во флоридскую Тампу, где его делают боссом, растягивается на десять лет. Кофлин, оказавшийся талантливым дельцом, погружается в преступный мир, но остается романтичным антигероем.
Со времен войны он не любит стрелять в людей (иногда приходится), не пачкает руки в героине, кормит себя и новую подругу-кубинку «завтраками» о легальном бизнесе. «Недостаточно нарушать законы. Ты должен быть силен, чтобы установить свои», — говорит Кофлин, по-своему сформулировавший лозунг «Анархия — мать порядка». Босс Пескаторе терпит его самодеятельность во Флориде только до первой серьезной ошибки…
По мнению Николая Курилова, играет Аффлек чуть выше среднего. Фото: kinopoisk.ru
Четвертый фильм Аффлека, чью режиссуру справедливо хвалят, трудно назвать выдающимся по глубине драмы и трансформации героя. Возможно, автор экранизированной книги Деннис Лихейн увидев результат, подумал, что тандем Скорсезе и Ди Каприо, как в его же «Острове проклятых», мог быть лучше. Но жалеть не стоит, так и должно было получиться.
Играет Аффлек чуть выше среднего, а в драматизме постановки он никогда глубоко не копал. Аффлек берет чем-то другим. Стильностью, лиричностью, вниманием к деталям и талантом реконструкции в ретро, а также синефильским чутьем, культурологическими и околополитическими находками.
Фильм отчасти похож на сериал вроде «Подпольной империи» или приключенческую ролевую видеоигру, в которой придумывают интересные миссии с оригинальными антагонистами. При сохранении главного конфликта между Джо Кофлином и главарями кланов герою приходится решать другие вопросы.
Николай Курилов считает, что Джо Кофлин — это американский Данила Багров, только умнее и с более сложной риторикой. Фото: kinopoisk.ru
От разборок с бостонской полицией Кофлин переходит к устранению конкурентов по рынку рома во Флориде. Плюет на расовые предрассудки, создавая мафию из цветных, и обнаруживает во дворе горящий крест от Ку-клукс-клана. Бодается с юной святошей и противницей казино (новый сильный образ звезды «Неонового демона» Эль Фаннинг). Может показаться, что режиссер грубовато перепрыгивает с одного конфликта на другой, но в этом есть романтика, или геймплей, если продолжать тему игр. Да и хороший кинороман обилием сюжетных линий трудно испортить.
«Закон ночи» не ударяется в нуар, выглядит легче и авантюрнее, чем классические гангстерские драмы, не показывает необратимость мутации героя, погрязшего в криминале. Не стоит сильно ругать Аффлека за это, ведь Кофлин, даже с автоматом в руках, отказывался называть себя гангстером. Скорее это «герой времени», свидетель неприятных событий в истории, испачкавшийся в крови идеалист, отчасти американский Данила Багров, только умнее и с более сложной риторикой.
Ночью он убивает врагов, а днем толкает либеральные спичи о вреде запретов со статистикой увеличившегося в разы пьянства из-за «сухого закона», симпатизирует революционерам Кубы, помогает жене открывать приюты для бедных, яростно презирает расистов и обещает представителю белого протестантского истеблишмента возмездие со стороны дискриминируемых слоев населения.
Николай Курилов: «Неглупый, талантливый и полезный фильм. Не только для американцев.». Фото: kinopoisk.ru
Страдания о судьбах США у Аффлека словно срисованы с фильмов россиян, прибегающих к образам Родины-матери. В жизни Кофлина — две женщины. Одна бандитка-анархистка, персонификация двадцатых с позицией «Мы пляшем так, что трава не успевает вырасти под ногами». Другая — мулатка, ходячая метафора новой Америки, имеющая активную социальную позицию, принцип «Жизнь счастливая, когда есть за кого умирать» и похожая на Мишель Обаму. Главный герой стоит перед тем же выбором, что Владимир в «Викинге» (женщины князя персонифицируют языческую и христианскую Русь), и понятно, каков будет выбор.
В склонности к метафорам и стремлении вырваться за рамки жанра Аффлек хорош, даже когда теряет что-то жанрово ценное. Аффлек бурит свою горизонтальную скважину, через культурные, религиозные политические сланцы Америки. Это интересно. Неспроста, как в «Операции «Арго», он ищет поддержку в кадрах из доброго вестерна про не берущего взяток шерифа, который нравится сыну Кофлина. В этом проявляется любовь к Родине и вера в ее лучшие качества. Неглупый, талантливый и полезный фильм. Не только для американцев.