Лучший российский фильм ужасов. Рецензия на хоррор «Невеста»
Новый ужастик расскажет нам о пользе секса до свадьбы, покажет суровые нравы крепостной России и докажет, что классная «русская готика» — это не только «Вий». Если вас не впечатлили «Владение 18» и «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского, дайте режиссеру третий шанс! На этот раз он снял гармоничный, техничный и одухотворенный хоррор мирового уровня, достойный того, чтобы конкурировать в прокате со «Звонками».
XIX век. Помещик пытается оживить умершую невесту. Делает ее фото с нарисованными на веках глазами (говорят, дагерротипы сохраняют душу) и проводит жестокий ритуал, переселяя возлюбленную в тело несчастной крепостной девушки… Наши дни. Молодожены Настя и Иван едут на дачу к родне жениха — потомкам того самого фотографа. После недолгих прелюдий странная семейка вцепляется в Настю всеми когтями, подталкивая ее к семейному свадебному обряду… Начинается вполне жуткая история с призраками, переселением душ и «провинциальным» насилием.
«Невесту» можно смело считать сильнейшим российским фильмом ужасов, одним из лучших новых фильмов о призраках, и он заслуживает место в топ-пятерке хорроров из нашего проката 2016—2017 годов.
Призраки и одержимые у Святослава Подгаевского и раньше неплохо получались, но теперь — в разы круче. Скримеры, бу-эффекты хороши, используются в тему и в меру. В трейлере был скример с превращением трупа перед фотокамерой в орущего монстра. Из окончательной версии фильма этот спецэффект благоразумно вырезали — в пользу саспенса. А саспенс тут почти не отпускающий, за нервные клетки бедной невесты Насти реально тревожно.
Вас ждет музыкальная палитра от рока и поп-музыки до электроники и симфонических этюдов. Фото: со сьемок
Настя (Виктория Агалакова) вызывает симпатию и солидарность с первых кадров, и еще больше — когда измазана грязью и кровью, очень хочется, чтобы девушка выжила. Антагонистка Лизу, сестру жениха, с высоким драматизмом сыграла Александра Ребенок (стоит запомнить это имя). Режиссер вновь доказал, что умеет работать с актрисами. Мужики тоже справились, особенно хорош Игорь Хрипунов из «Пиковой дамы» в роли помещика.
Интересно обращение к искусству post-mortem фотографии, действительно популярной в XIX веке и окруженной мистическими теориями. Такое в хорроре встретишь не часто. Отдельная похвала — за саундтрек (от рока и поп-музыки до электроники и симфонических этюдов) и всю тонировку. Музыка и звуки и раньше выручали Подгаевского, а сейчас все просто «фирменно». Блеснул и оператор Иван Бурлаков, без его находок многие сцены оказались бы недотянутыми или похожими на другое кино.
Некоторых вещей тут, к счастью, нет. Не пугайтесь надписи на афише «От продюсеров «Битвы экстрасенсов». Фриканутый черный маг Влад Кадони и прочая шатия-братии не появятся, а фрагмент передачи окажется в тему, добавит достоверности и заменит традиционное для хорроров США чтение в библиотеке, вырезание заметок из газет и выслушивание зануд, пересказывающих легенды.
Николай Курилов: «Дети в фильме — что надо. Говорят мало, выглядят мрачно и совсем не рисуют мертвецов!» Фото: со съемок
Дети в фильме — что надо. Говорят мало, выглядят мрачно и совсем не рисуют мертвецов! Эти художества в американском кино уже до смерти надоели. Здесь нет расхолаживающей игры в детектив, которая портит даже «Звонок». В «Невесте» есть загадки, но Настя не занимается следствием. Ей просто страшно в сжимающемся круге насилия и манипуляций. Она не боец, и это хорошо: от лишней дерзости хоррор перетекает в экшн.
Все ретро-эпизоды радуют. Похоже на смесь классики о нравственном одичании помещиков, вроде «Братьев Карамазовых», с работами мастеров «русской готики» типа Гоголя и Алексея Толстого. Стильный и культурный бекграунд для развития истории в «наши дни».
Действие в век ноутбуков также напитано «русской готикой». Тут все работает на этот стиль. Отличное место съемки — деревянный корпус усадьбы Строгановых, старомодные костюмы, консервативные манеры родни Ивана, двухсотлетний клен, фотографии на стенах, мрачные участницы зловещих ритуалов, похожие на родственниц помещицы Салтычихи. Надгробия могил предков, зловещий микс романсов со скрипами старого дома, эффектные провалы героини в прошлое… Создается атмосфера безвременья, к хоррору добавляются экзистенциальные оттенки, вызывающие желание скорее проломить головы хранителям отвратительных традиций крепостничества.
Николай Курилов: «Это подлинный хоррор, как он есть. Без навязчивых цитат и постмодернизма, без кровосмешения с семейной драмой». Фото: со съемок
Когда посреди одухотворенной бездуховности появляется призрак-невеста, нет желания сравнивать ее с тетеньками из «Звонка» или «Зубной феи». Это настоящая «женщина в белом в ночном саду», образ которой присущ славянскому фольклору не меньше, чем англосаксонскому. Да и все остальное в фильме по части российской аутентичности вполне убедительно. При этом киноязык Святослава Подгаевского мейнстримный и универсальный.
Плюс — рафинированная чистота жанра. Это подлинный хоррор, как он есть. Без навязчивых цитат и постмодернизма, без кровосмешения с семейной драмой, приключениями или артхаусом, даже без расслабляющих шуточек. Тут все серьезно — с первого до последнего кадра. Верность жанру — ценное качество хоррормейкера. Хотите увидеть настоящий фильм ужасов? Сходите на «Невесту».
Телефон: +7 (343) 271-10-36; +7 (343) 271-09-73
Электронная почта: uprav_cinema@passage.ru
Сайт: passage-cinema.ru
Адрес: Екатеринбург, Вайнера, 9