Как Третий Рейх строил «рай» на земле. Рецензия на фильм Кончаловского, номинированный на «Оскар»
Люди строят рай на земле. Еще недавно они были унижены и раздавлены, но теперь национальный лидер осветил им путь, и они рьяно взялись за дело. Главный герой фильма Андрея Кончаловского «Рай» создает рай не потому, что ему платят, и не потому, что заставляют — он проникся идеями светлого будущего. Но он-то аристократ, пишущий докторскую диссертацию по Чехову, а есть люди менее одухотворенные, и руководство страны поручает этому человеку инспектировать важные предприятия страны, чтобы выявлять там недостатки и упущения, чтобы страна быстрее двигалась к к̶о̶м̶м̶у̶н̶и̶з̶м̶у̶ раю.
Тяжело приходится. Куда ни приедет — воровство, злоупотребления властью… Приходится наводить порядок, расстреливать, если нужно. А иначе никак, если мы хотим построить к̶о̶м̶м̶у̶н̶и̶з̶м̶ рай. Как и полагается в производственной драме, инспектируемый директор предприятия жалуется на нехватку мощностей, на авралы, на неритмичные поставки сырья, но при этом с гордостью рассказывает о своих рацпредложениях, благодаря которым предприятие все-таки выдает продукцию согласно плану. А коррупция — ну так без нее никак, нельзя же все до мелочей подчинить закону…
Но главный герой понимает: нельзя никому давать послаблений. Учет и контроль — вот залог успеха построения к̶о̶м̶м̶у̶н̶и̶з̶м̶а. Поэтому он со всей тщательностью инспектирует работу предприятия и выявляет узкие места и халатность, а порой и рвачество…
По мнению Андрея Кулика, Кончаловский снова снял фильм, совершенно не похожий на свои прошлые работы. Фото: kinopoisk.ru
Нет, это фильм не о Магнитострое и не о Днепрогэсе. Главный герой — штурмбанфюрер СС. Ему лично товарищ Гиммлер поручил контролировать процесс уничтожения тех, кто мешает созданию земного рая для немцев. Германия окружена врагами — с ними фюрер вскоре разберется. Но есть враги внутренние — коммунисты, евреи, религиозные деятели… Если их не уничтожить, не жить немцам в раю. Надо подняться над чистоплюйством и добросовестно уничтожить эту гниль, этих вшей, которые мешают вставанию с колен Третьего Рейха. Так что инспектируемые предприятия — это лагеря смерти, сырье — люди, оборудование — газовые печи.
Андрей Кончаловский снова снял фильм, совершенно не похожий на свои прошлые работы. Строго черно-белый (никаких красных пятен на этом фоне!), почти хроникальный. Собственно, рассказывают историю три человека, которых нам показывают сидящими за столом. Они отвечают на чьи-то вопросы. Вопросы вырезаны, причем грубо — изображение в местах склейки дергается. Мы не знаем, кто и о чем спрашивает этих людей (узнаем в самом-самом конце), но довольно скоро понимаем, что разговор идет где-то там, где вранье бессмысленно, надо говорить правду. И если в сценах, о которых рассказывают персонажи, кто-то может врать, то за этим столом они говорят только правду.
«Рай» получил приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале и выдвинут на «Оскар» от России. Фото: kinopoisk.ru
И ведь никто из этих троих вроде бы не злодействует и не геройствует — люди как люди, райский вопрос их испортил… Немецкий аристократ с восхищением отзывается о Сталине: уж у этого точно получится построить рай на земле! А у немцев если не сейчас, то годы спустя. Рецепт рая не зависит от страны: надо просто уничтожить тех, кто не вписывается в концепцию, и оставшиеся смогут наслаждаться жизнью!
Кончаловский (он далеко не первый, но у него очень уж хорошо это получилось) говорит: можно быть потомственным дворянином, знать и любить Чехова, но при этом быть нечеловеком (или, как себя называет главный герой, сверхчеловеком, что на поверку — одно и то же).
«Рай» получил приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале, признан лучшим российским среди российских картин прошлого года гильдией отечественных киноведов и кинокритиков, выдвинут на «Оскар» от России и уже прошел первый фильтр (его шансы стать номинантом на «Оскар» весьма велики). Но не в наградах дело. Немецкий аристократ поражается: как русская женщина не понимает, что для блага народов евреи должны быть уничтожены? Русская женщина сама не понимает, почему она жертвует жизнью ради еврейских детей. Ну, нельзя убивать детей. У нее нет на этот счет стройных теорий, она вообще простая казачка (княгиня — потому что стала женой князя). Она не может на эту тему дискутировать. Она может просто спасать детей. Даже ценой собственной жизни. А про «геополитику» — это не к ней, это к теоретикам построения рая на земле. Который все больше напоминает ад.