От плавающих экспозиций до хождения в народ. В Екатеринбурге ищут смыслы для следующих биеннале

30 мая 2016, 12:04

Мозговой штурм прошел в рамках международного симпозиума с красивым названием Интеллектуальная платформа IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Автор этого материала, намеренно постаравшись оставить за кадром все прочие прекрасные слова вроде «компетенция», «институция» «коллаборация», «тематизация» или «глокализация», попробовал разобраться, до чего же договорились участники семинара.


Им было предложено помечтать о том, что могло бы стать концепцией биеннале в 2017, 2019 и 2021 годах. Темой III Уральской индустриальной биеннале в 2015 году была «мобилизация»: готовность к стремительным и всеобщим изменениям. По ее итогам стало очевидно, что субъектами модернизации выступают различные профессиональные и идейно-культурные сообщества, каждое из которых в отдельности не способно на радикальные изменения. И участники мозгового штурма попытались представить, какие вызовы ждут кураторов, художников и зрителей в ближайшие шесть лет.  

Создание площадок на старых заводах позволит создать новые карты города. Фото: Владимир Жабриков

«Зацепиться за конкретный год оказалось сложнее, чем мы думали, — отметил один из участников симпозиума, писатель и философ Дмитрий Безуглов. — Недостаточно данных: для кого работает биеннале в том или ином году? Мы стали набирать колоду основных и дополнительных проектов. Темой 2017 года стала, например, Культурная революция, от которой мы перешли к теме Новой грамотности. В выборе места проведения фестиваля высказали идею запустить основной проект в малоизвестном городке со сложным названием. Почему название должно быть сложным? Во-первых, это красиво. А во-вторых, туда интереснее ехать и биеннале может кочевать по таким городам из года в год».

Почему бы не запустить основной проект биеннале в малоизвестном городке? Фото: Александр Ельчищев

Особенность проведения биеннале на Урале — это работа с наследием индустриальной истории — материальным, символическим, духовно-смысловым. Исходя из этого, участники мозгового штурма предложили в качестве одной из идей, концепцию движения, реки и дороги.  

«Мы предлагаем направить внимание зрителей на пейзаж. — объяснила предложенную идею культрегер Марина Соколовская, — Создавать произведения не абы где, а в конкретных местах типа Плотинки. Реанимировать знаменитый, но заброшенный сейчас Косой дом, например. А поскольку рядом река, то возникает идея плавающей биеннале. Выставки, экскурсии и прогулки на лодках. Каждому художнику по плоту. Экспозиции на понтонных переправах. Осмысление привычного глазу пейзажа, который существовал здесь до того, как пришли люди и построили заводы, вдруг, преображенный, он тоже оказывается индустриальным. Мы предлагаем искать площадки на территории старых заводов, что позволит, кроме основной выставки, проводить исторические исследования, создавать новые карты города и экскурсионные маршруты. Привлекать к реализации этих проектов не только художников, но и инженеров, чтобы они были проводниками на этих маршрутах».

Биенннале может быть плавающий: каждому художнику по плоту, Фото: Владимир Жабриков

Еще одной идеей стала мысль в 2017 году идти в народ. Более детально изучить публику, приходящую на биеннале и найти способы сотрудничества со зрителем. Учесть, что через шесть лет нынешние 10-летние станут 16-летними, а значит, нужно обратить внимание и на них. Едва ли не в первую очередь.

«Стать ближе к народу. Превратить сотрудничество в сотворчество, — пояснил кандидат политологии, куратор семинара Дмитрий Москвин, — Форматами работы могут быть выбраны акционизм, public-art, лаборатории и коммунальная выставка, которую можно организовать и составить вместе со зрителями, когда экспонаты приносит и добавляет сама публика. А способом сотрудничества может стать случайное перемешивание, потому что все эти форматы будут функционировать в местах общего пользования и пребывания: дворы, парки, набережные, торговые центры, вокзалы, метро. И это может способствовать более плотной связи собирающихся здесь людей».

Стать ближе к народу — организовать выставку с экспонатами от зрителей. Фото: Владимир Жабриков

Предложенные в ходе семинара идеи и темы были досконально зафиксированы кураторами Уральского филиала Государственного центра современного искусства и, по словам директора Уральского ГЦСИ Алисы Прудниковой, будут обязательно использованы при подготовке следующих международных проектов. IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства состоится в 2017 году. 

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх