Владимир Злоказов о 19-летии в эфире «Студии 41» и будущем за пределами телевизора
Смешные пластилиновые заставки, звезда федерального телевидения Анна Шнайдер, «Новости», которые не только информируют, но и приходят на помощь, конкурс «Мисс Екатеринбург» и празднование Дня города в прямом эфире и не только — это «Студия 41», которая отметила свое 19-летие. Все эти годы телекомпания упорно и старательно держалась курса «главное городское телевидение». И весьма преуспела в этом. «Шоу „Голос“ нам никогда не сделать», — признается Владимир Злоказов, создатель «Студии 41». «Когда наши звезды уходят на федеральные каналы, я испытываю гордость и обиду одновременно», — говорит он, перечисляя знакомые фамилии. И удивляется: «Почему в день рождения принято вспоминать былые заслуги, а не говорить о будущем?».
Владимир Злоказов: «Мы защищаем интересы горожан, а не одного политического клана»
Фото: Анна Майорова
— Почему «Студия 41» сразу же объявила себя городским телевидением?
— В 1997 году в Екатеринбурге было два канала — АСВ и «Четвертый канал». И на тот момент они оба вещали, в том числе, на область. А фокусировки на, как сейчас говорят, «проблемах городского сообщества» не было. Мы же изначально и в сюжетах новостей, в брендинге и айдентике канала, тематике программ ориентировались исключительно на город. Если вспомнить, то практически сразу же у нас стала выходит программа «Виват, Екатеринбург!», которую вел Георгий Зайцев, краеведческая, познавательная, очень красивая.
— Кто были те люди, которые начинали 41 канал?
— В 1996 году группа бизнесменов сделала мне предложение — создать городской телеканал. Я оформил документы, получил лицензию. И начал решать проблему выхода в эфир — поначалу даже без творческого наполнения. Одним из первых, кто пришел на помощь, был Василий Самсонов — он потом долго работал у нас техническим директором. В его команде был Дмитрий Ведерников — сначала главный инженер, а потом — тоже технический директор канала. А потом я пригласил Илью Удачина, на тот момент генерального директора Ex-медиа. И мы вдвоем с ним начали формировать творческую команду.
«Новости» менялись вместе с людьми, которые их создавали. Фото: Владимир Жабриков
— А что было сначала — команда или концепция?
— Все сразу. И с колес. Предприятие, как юридическое лицо, начало действовать 2 января 1997 года. Мы взяли в аренду 40 кв. метров на девятом этаже «Рубина», начали работать, а 14 июня уже вышли в эфир. Это архи-сжатые сроки. Особенно с учетом того, что параллельно в эфир вышел канал АТН с бюджетом в несколько раз большим.
— Тяжело на протяжении 19 лет быть городским телевидением?
—Нет. Мне повезло в жизни: самая большая удача, на мой взгляд, когда ты делаешь то, что тебе интересно, и это является твоей основной работой и приносит деньги.
— Как вы относитесь к обвинениям в ангажированности мэрии?
— Были такие обвинения. В конце 90-х и начале 2000-х, во время политических войн, которые тогда шли между городом и областью, мы занимали сторону города.
— Вы и сейчас ее занимаете?
— Да. Но я считаю, что мы занимаем позицию не столько города, сколько позицию горожан. Мы не говорим: «Долой областную власть!». А рассказываем, что несправедливо распределяются деньги на ремонт дорог. Или некорректно реализуется реформа системы здравоохранения. То есть, мы защищаем интересы горожан, а не одного политического клана. Критикуя, при этом, городскую власть, если, например, некачественно выполнен ремонт дороги или в городе грязно.
Хочу подчеркнуть: такая позиция не расходится с моими личными убеждениями, как горожанина.
— Как складывалась судьба первых программ?
— Программа, которая тоже с первой недели эфира — это «Кухня» с Сергеем Беловым. И за последние десять лет она не очень изменилась, а ее заставка живет все эти годы.
Новости прошли большой путь. И определяли изменения, в первую очередь, журналисты: телевидение, как и любое медиа, — это не техника, площади или деньги, а люди. Сначала, в силу ограниченного бюджета, были просто маленькие новости. Шеф-редактором был Олег Медведев, работали Катя Бушуева, чуть позже пришли Наталья Ваганова и Женя Рязанцев.
Начав бурно развиваться в 1997 году, через год «Новости» взяли приз на региональном конкурсе «Вся Россия» — его получила Наталья Богданова, как лучший репортер. На первом ТЭФИ-Регион мы были признаны лучшими региональными новостями России. И к этому моменту работала уже, действительно, крепкая команда.
После Олега Медведева был Александр Орлов — очень сильный редактор. Они вдвоем приехали из Казахстана — он и Марат Габдрахманов. Саша сначала был репортером, потом стал шефом, а Мара оператором работал. После Орлова был длинные период с Алексеем Фаюстовым, потом короткий — с Ритой Гордеевой. Сейчас «Новости» возглавляет Надежда Маркова.
Очень много звезд было в «Новостях». Безусловно, самая яркая — Анна Шнайдер. Галина Бескровная — сейчас звезда «5 канала». Но главной фишкой у нас всегда был очень сильный репортерский состав, благодаря которому мы брали главные призы на всех конкурсах. Из репортеров: Ольга Владимирская, Наташа Богданова, Тема Захаров, Артем Воробей, который потом ушел на «4 канал», а сейчас на НТВ.
— Когда уходят профессионалы, — это повод для гордости или сожаление?
— Гордость и обида… Понимаю, что это очень субъективно, но кажется: ребята, еще немного, и вы сможете занять более высокую позицию в Москве.
— Для вас, когда уходят звезды, — это неожиданность?
— Нет. Всегда понятно, кто перерос региональный уровень. У нас последняя потеря, правда на ЕТВ, — Настя Матвеенко. Очень сильная девушка. И все — теперь на телеканале Ю.
— Новости практически всегда сопровождали такие программы, как «Послесловие». Они задумывались, как самостоятельный продукт, или в качестве дополнения?
— Задумывалось это, как диалог со спикером на главную тему. Но не всегда получается, прежде всего, из-за ограниченности медиа-повестки: не всегда есть в определенный день повод, который стоит с экспертом 15 минут разбирать.
Владимир Злоказов: «Мне хотелось бы создать на „Студии 41“ городскую дискуссионную площадку». Фото: Анна Майорова
— Вот уже 11 лет у вас один сетевой партнер — телеканал «Домашний». Ваши отношения можно назвать идеальными?
— Они абсолютно рабочие. И по состоянию на сегодняшний день — да, идеальные.
— Полтора часа собственного эфира — нормально для регионального городского телевидения? Больше не надо?
— С должным качеством больше трех часов не сделать. Из них, наверное, час — это утренний прямой эфир. Это то, что позволяют те деньги, что есть на рынке. Больше — либо с потерей качества, либо с привлечением дополнительных, чаще всего, бюджетных средств.
— Было время, когда, включая телевизор, сразу можно было понять, федеральный это канал, или местный. Сейчас эта граница стерта.
— Нам никогда не сделать шоу «Голос». Но… те, кто работает в регионах, по крайней мере, в Екатеринбурге, по уровню профессионализма не уступает москвичам. Несколько десятков человек от нас (и не только с 41 канала), уехали в столицу и занимают ведущие должности.
Но технически сейчас мы хуже оснащены. Был период в середине нулевых, когда бюджеты позволяли держаться примерно на одном уровне. Но сейчас федеральные телеканалы ушли далеко вперед.
Владимир Злоказов: «Конкурс „Мисс Екатеринбург“ покажем в полном объеме: и ежедневные дневники и полноценная трансляция финала». Фото: Анна Майорова
— Есть на «Студии 41» долгожители?
— Ольга Медведева — она была автором и ведущей одной из первых программ — «Каждый третий». Сегодня работает руководителем службы производства рекламы. Наталья Ярошенко — директор по маркетингу и продажам с первого дня.
— ЕТВ — это продолжение «Студии 41» или абсолютно новый и независимый проект?
— Это отдельная площадка для отработки новых технологий и принципов работы с аудиторией. Эксперимент. И завершится он с радикальными изменениями на рынке, когда, например, развитие цифрового телевидения поставит точку в отношениях Студии-41 и телеканала «Домашний». Когда-нибудь (и мы открыто об этом говорим) нам будет выгоднее работать отдельно. И тогда «Студии 41» придется самостоятельно и недорого заполнять эфир. Поэтому мы отрабатываем, например, дешевое производство на ЕТВ.
— Дешевое за счет чего?
— Прямой эфир — это самый дешевый вид продукта, который может быть на телевидении. Причем ЕТВ в интернете — это только прямой эфир, а в кабеле -полноценный региональный канал, 24 часа вещания: программы собственного производства и тот контент, который мы покупаем на рынке. И в настоящий момент ЕТВ в кабеле принимает 285 тысяч домохозяйств и семей в Екатеринбурге.
— А что сейчас смотрят телезрители?
— «На Студии 41» — «Новости». Это наши зрители, специально и осознанно включающие наш канал в 19.00.
— Многие предрекают региональному телевидению не очень счастливое будущее…
— В каком-то виде, оно обязательно будет жить. Во-первых, есть возрастные зрители, которые не могут без телевизора. Второе — о том, что днем произошло, горожане в семи вечера уже все знают из радио и интернета. Но им нужен подробный рассказ, экспертная оценка и оценочное квалифицированное мнение журналиста. И, наконец, есть запрос на местную информацию в любом виде.
Но есть и у бизнеса потребность — ТВ-реклама остается главным способом продвижения.
— Какие программы ваши зрители смогут увидеть в недалеком будущем?
— Мне хотелось бы создать на «Студии 41» городскую дискуссионную площадку. Чтобы в прямом эфире дискутировали эксперты (причем, для меня принципиально, чтобы это были люди с разными точками зрения), аудитория, зрители. Ведь тем для обсуждения в городском пространстве становится больше, новые общественные организации появляются и спорят: нужны велодорожки или нет, огораживать ли трамвайные пути, делать ли платные парковки… А, если выйти за пределы телеэфира, то еще одним полем деятельности для регионального телевидения и нашим будущим может стать организация больших городских мероприятий.