«Ноу индустриалити». Как город-завод превратился в творческий мегаполис
Заканчивается самое удивительное за последнее годы лето в Екатеринбурге. За три месяца город пережил Ural Music Night, показавшей, какими должны быть ночи, «Венский фестиваль и La Folle Journée, научившие любить и понимать классическую музыку, многочисленные джазовые open air от Ever Jazz, Екатеринбургский фестиваль современного искусства, расширивший представления о живописи, «Бажов ФЕСТ», заставивший вернуться в прошлое и задуматься о будущем. Город, выросший из завода-крепости, столетия бывший индустриальным, затем десятилетия — торговым, вдруг предстал перед нами очень творческим. «Моменты» постарались понять, почему это происходит и как к этому относятся горожане.
Трансформация Екатеринбурга из центра промышленного в культурный и творческий город произошло не вдруг. Так, например, ГЦСИ Урал с Алисой Прудниковой, агентство Street Art под руководством Евгения Фатеева, галерея «Свитер» Степана Тропина и Алины Рахматулиной несколько лет приучали нас к современному искусству. И, наконец, екатеринбуржцы, пережив осенью 2015-го биеннале, основной площадкой которого была гостиница «Исеть», проходя мимо этого здания, стали спрашивать друг друга: «А когда следующая выставка?». Фестиваль «Стенограффия» приглашает мировых звезд стрит-арта изменить привычный облик скучных домов. А временное закрытие «Свитера» воспринимается как общая беда.
За два с половиной года Степану Тропину удалось создать в заброшенном подвале концепутальное простраство галереи «Свитер». Фото: Владимир Жабриков
В уральской столице с каждым годом проходит все больше фестивалей, выставок, концертов. При этом Екатеринбург не забывает свое прошлое, а использует его в создании нового образа. Индустриальная биеннале — яркий пример: промышленные площадки, заводские цеха превращаются в площадки для художественного переосмысления. Самые креативные люди Екатеринбурга, среди которых художник Александр Шабуров, арт-директор рекламного агентства «Восход» Владислав Деревянных и музыкант Коля Ротов, размышляют, как наследие Павла Бажова можно использовать для брендирования города.
Тысячи людей вместе с Вадимом Самойловым и Алексеем Кортневым спели «Солнце взойдет!» и проводили Ночь музыки. Фото: Александр Мамаев
И неудивительно, что в 2016 году британское издание The Calvert Journal включило Екатеринбург в рейтинг самых творческих городов России. Авторы рейтинга отметили, что уральская столица исторически привлекала смелых людей, которые наполнили ее духом свободы. «Этот дух вдохновил первопроходцев русского авангарда построить в городе величайший ансамбль архитектуры конструктивизма. Атмосфера независимости, пишут авторы, позволила Екатеринбургу взрастить поколение исполнителей, сформировавших лицо современной российской рок-музыки. По сей день город охвачен творческой лихорадкой, которая держит его дизайнеров, художников, музыкантов и предпринимателей в постоянном движении и поисках нового», — говорится в публикации.
Любой повод не идти домой после работы и гулять по ночам по городу воспинимается екатеринбуржцами с восторгом. Фото: Анна Майорова
Екатеринбуржцы ходят на выставки и в музеи, в театры и на концерты. Это подтверждают данные статистики: ежегодная посещаемость музеев в Екатеринбурге составляет 702 человека на тысячу жителей, что выше, чем в большинстве российских городов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «Многие до сих пор воспринимают Екатеринбург как тяжелый индустриальный город, но мы меняемся. Ural Music Night посетили 90 тысяч человек, были также „Безумные дни“ и другие фестивали, которые пользуются неизменным вниманием горожан. За этим стоит очень серьезная работа города по созданию среды для таких мероприятий. Екатеринбург имеет огромный творческий потенциал», — отмечает начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна Ярошевская.
Проливной дождь и пронизывающий ветер не мешают слушать классическую музыку на Венском фестивале. Фото: Василий Гришин
«Город приобретает другие краски, начинает жить более ярко и более насыщенно. Мне очень импонирует, что сейчас происходит с жителями города. Это желание творческого самовыражения: поэтические кружки, танцевально-хореографические постановки. И такая тяга к творчеству, захлестнувшая Екатеринбург, — это здорово. Хочу отметить Ural Music Night, которую можно назвать одним из самых удачных городских мероприятий. Еще один замечательный пример — Венский фестиваль. Именно так должны проходить городские события. Конечно, надо и дальше развиваться и ни в коем случае не останавливаться», — говорит коммуникационный директор арт-агентства The July 16 Олеся Бондаренко.
Ельцин Центр стал «культурным катализатором» для Екатеринбурга, создавая масштабные и недоступные для других события и явления. Фото: Александр Мамаев
По ее словам, значительный вклад в развитие города сделал и открывшийся в конце прошлого года Ельцин Центр. «Он с позволительной роскошью разбавляет будни лекциями, встречами и воркшопами от известных журналистов, историков, киноведов, артистов, что для Екатеринбурга поистине событие. Не могу не сказать об активно развивающейся экскурсионной программе: пешие прогулки по городу с Дмитрием Москвиным и Александром Цариковым, благодаря которым на карте города вновь замаячил уникальный район Уралмаш», — говорит Олеся Бондаренко.
Уралмаш из соцгорода медленно, но верно заполняется новыми идеями и смыслами, превращается в интересное для горожан и туристов пространство. Фото: Владимир Жабриков
В будущем все эти изменения могут привлечь в Екатеринбург больше гостей и сделать его богаче. «Это плюс, когда появляются новые музеи, новые галереи, новые выставочные пространства, потому что в культурном поле нет конкуренции, есть поддержка. Этому полю у нас еще формироваться и формироваться, но сейчас можно уже точно сказать, что мы твердо встали на путь гармоничного развития в сфере культуры», — говорит арт-директор Ural Vision Gallery Марина Альвитр.
Через год после III уральской биеннале екатеринбуржцы, проходя мимо «Исети» задаются вопросом: «А когда будет следующая выставка?». Фото: Александр Мамаев
Директор музея Ельцин Дина Сорокина также фиксирует происходящие изменения: «Россия вообще и Екатеринбург, в частности, возвращаются к интересу к искусству. Растет число коллекционеров, у нас появляется интерес к сохранению, интерес к созерцанию, желанию сформировать наследие, поделиться им».









