Новое старое искусство. Первый фестиваль таперов на Урале
Первый фестиваль таперов прошел в Екатеринбурге. В течение двух дней жители и гости уральской столицы наслаждались джазовыми импровизациями и старыми, порой наивными, но прекрасными немыми фильмами.
Идея проведения фестиваля принадлежит киноведу, доценту УрФУ Лилии Немченко. «Я была на конференции в Тулузской синематеке и увидела, как студенты консерватории ежедневно пробуют себя в роли таперов. Это занятие позволяет им оттачивать свои навыки и благотворно влияет на развитие джазового искусства в целом», — рассказала она.
Фестиваль открылся показом фильма «Сокровище» Георга Вильгельма Пабста под аккомпанемент легендарного российского мультиинструмент
Автор идеи фестиваля Лилия Немченко. Фото: Александр Мамаев
В рамках фестиваля зрители также смогли оценить такие произведения, как «Дон Диего и Пелагея» Якова Протазанова в музыкальном сопровождении трио Антона Зубарева, «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова под аккомпанемент Филиппа Чельцова, «Ягодка любви» Довженко в сопровождении трио прославленных джазменов Владимирова, Паращука и Захарова.
Жюри, в состав которого вошли режиссер Алексей Федорченко, музыкант Сергей Летов, тромбонист и композитор Виталий Владимиров, пианист Филипп Чельцов, пришлось четыре раза просмотреть и прослушать фильм «Понизовая вольница» и выбрать самых достойных представителей профессии тапер. Ими стали молодые музыканты Александр Волостников и Владимир Матусевич.
Фото: Александр Мамаев
В завершении фестиваля состоялся гала-концерт с участием всех звезд и конкурсантов. Они озвучивали фильм Сергея Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд», который вышел на экраны в 1927 году. «Были на гала-концерте. Музыканты прекрасные! Невозможно было не отрываться время от времени от забавного фильма, чтобы не понаблюдать, что вытворяют на всех инструментах участники (звезды!) фестиваля таперов», — отметила одна из зрительниц Екатерина Долгова.
Современные таперы — это музыканты-виртуо
«Картинка смотрится совершенно иначе, когда вместо легкомысленной музычки ты слышишь совершенно космические звуки современной электроники, или знакомые современные хиты. Это потрясающе. Фильм и музыка сливаются и это уже больше похоже на перфоманс, чем на банальный просмотр кино в пятницу вечером. Это настоящее искусство», — отметил искусствовед Виталий Гриниченко.