Есть ли тренд на оттепель? Владимир Познер и другие эксперты объясняют, как 60-е вернулись в нашу жизнь
Сериалы по советским книгам, спектакли о поэзии 60-х, выставки подпольных художников и лекции с дискуссиями о хрущевской эпохе. А еще стильные детали из 60-х в одежде и образе. Кажется, Екатеринбург, вслед за страной, обратил взгляд на «оттепель». «Моменты» разбирались, можно ли назвать это единым трендом, давно ли он существует и как далеко в прошлое готовы зайти художники и общество.
Фото: Зураб Джавахадзе
Театр
Екатеринбургские театры только за последний год несколько раз обращались к творчеству поэтов-шестидеся
Фото: Камерный театр
Театральный критик Лариса Барыкина: Эпоха 60-х, возможно, была самым интересным и ярким десятилетием 20 века. Для нашей страны — это «оттепель» после сталинских репрессий, для Европы — студенческие волнения, движение хиппи, сексуальная революция. Думаю, общество и культура развиваются циклично. Была эпоха перестройки — время больших надежд, свобод, иллюзий. Сейчас более традиционная история, когда смелость художников ставится под сомнение. Но главное, что у эпохи 60-х годов есть свой стиль и свое лицо, некоторые эстетические приметы, очень узнаваемые, ее легко воспроизвести. Поэтому она, конечно, привлекает и, думаю, всегда будет привлекать художников.
Мода
Дизайнеры говорят, что стиль 60-х сейчас популярен, но не сам по себе, а в смешении с другими. Из женской моды того времени пришли платья А-силуэта, бэби-долл, шорты и мини-юбки. Из деталей — черно-белая графика, яркие цвета и пластик. А еще 60-е привнесли удобство — балетки и другую обувь на плоском ходу.
Фото: Flickr
Дизайнер Никита Баранов: Образы не копируются со страниц журналов тех времен — это новый материал, слегка новые пропорции, смешение решений. Что-то приходит из искусства. В мировом кинематографе эпоха 60-х хорошо была отражена в фильме «Агенты из U.N.C.L.E.», в России много шума произвел сериал «Оттепель». Мода сейчас не диктует правила, а предлагает то, что востребовано обществом. Люди склонны жить прошлым, вспоминать только хорошее. Хотя, конечно, это выглядит всего лишь глянцевой открыткой.
Кино
Первым кино-выстрелом по эпохе 60-х был фильм Валерия Тодоровского «Оттепель». Два года он собирал профессиональные награды и в итоге удостоился премии правительства РФ в области культуры. После него было «Кино про Алексеева», где эпоха 60-х показана жестко. А сейчас федеральный канал транслирует сериал «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова — с героями, в которых угадываются поэты 60-х.
Фото: «Кино-театр»
Киновед Лилия Немченко: Мода на 60-е в кино началась с прекрасного, правдивого сериала Тодоровского, который можно пересматривать бесконечно. Искусство, на мой взгляд, циклично поворачивается к прошлому. Сейчас дошли до 60-х, обратились к тому немногому, что было замечательного в послевоенное время. Но нынешний сериал «Таинственная страсть» производит грустное впечатление поверхностностью
Взгляд изнутри
За отдельным комментарием о том, есть ли мода на 60-е в современном российском обществе и искусстве «Моменты» обратились к человеку, который встретил «оттепель» молодым и который сейчас является одним из самых знаменитых журналистов в стране.
Фото: Александр Мамаев
Владимир Познер: По-моему, такой моды не существует. Если что-то и есть, то очень поверхностное и, я бы даже сказал, искусственное. Начало 60-х годов — это этап определенных серьезных изменений, которые происходили в стране. Это постсталинское время, закат репрессий, разоблачение культа личности, возвращение из лагерей тысяч и тысяч людей, которые были посажены без всяких причин и потом были реабилитированы. Это было ощущение огромных надежд, что наконец-то осуществится то, во что очень многие верили, будет настоящий социализм, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Запуск первого спутника, полет Гагарина, которые вызывали восхищение у всего общества. Это было явление. И, конечно, можно внешне что-то копировать, но сегодняшний день ничего общего не имеет с тем временем.
Фильм, который показывают сейчас на Первом канале — это экранизация книги Василия Аксенова, не более и не менее. Если бы сделали, например, сериал «Три мушкетера» — это что, была бы мода на 17 век? Да нет, конечно. Я бы не стал это преувеличивать. Ну сделали такой фильм, он, действительно, многих заинтересовал, но я не вижу никакой параллели между тем, что происходило в советском союзе в начале 60-х и тем, что происходит в России в наше время. Для меня это совершенно разные вещи.
Фото: Кино-театр
Искусство неподвластно каким-то указаниям, приказам, желаниям. Это нечто такое, что развивается по сугубо собственным законам, которые, кстати, нам не очень-то и известны. Никто не знает, скажем, почему во времена Николая Первого, ужасно тяжелые времена репрессий, вдруг появляется Пушкин, Лермонтов и Гоголь.
Искусство отражает свое время, а если нет — то это не искусство и оно очень скоро забывается. Настоящее искусство — это памятник своего времени, и оно рождается вне зависимости от того, хочет кто-тот или нет. А когда начинают интересоваться искусством другого периода, ну, например, у нас, тем что происходило в 60-х — это очень даже хорошо. Но совершенно не означает, что сегодняшний день рождает искусство 60-х годов. Нет, сегодняшний день рождает искусство сегодняшнего времени.









