«Одни считают, что мы — современная поэзия, другие — что мы отравляем культуру»: кто стоит за рэп-батлами в Екатеринбурге
Импровизированную сцену бара F.Starter кольцом обступают зрители. Тишина. По обеим сторонам стоят оппоненты, яростно смотрят друг на друга. Каждый из них готов сразить соперника своим выступлением. Вопреки распространенному мнению, парни не импровизируют — текст готовится заранее дома. Напряжение обрывается, как только один из участников открывает рот. Начинается первый раунд одной из встреч SLOVO|ЕКБ.
Фото: взято с портала vbare.me/ekat
Рэп-батл — это поединок между двумя рэперами, в ходе которого метким словом нужно сразить противника. Во время выступления оппоненты унижают друг друга, и чем качественнее и остроумней это получится, тем больше шансов получить высокую оценку судей. Так батлы превращаются в жгучую смесь из черного юмора, тонких подколов и остроумных словесных «оплеух». Вокруг соперников собираются зрители, батлы записывают на видео и выкладывают в сеть. Новое явление быстро набирает популярность — некоторые ролики зарабатывают миллионы просмотров на YouTube. «Моменты» внедрились в анеграундную среду, пообщавшись с участниками и организатором рэп-батлов SLOVO|ЕКБ.
Проходя по ссылкам на рэп-батлы, имейте в виду: там очень много мата.
Зрители на рэп-батлах переживают весь спектр эмоций. Фото: Алиса Волосникова
В России есть три глобальных проекта, которые организуют рэп-батлы — Versus, Slovo и #SLOVOSPB. У «Слова» есть филиалы в разных городах, Versus и SlovoSpb базируются в Санкт-Петербурге.
Рэп-батл — что это такое?
Несколько лет назад у нас уже был филиал Slovo, в котором его нынешний организатор Гриша Рябков в качестве участника дошел до финала. Тогда проект просуществовал в Екатеринбурге совсем недолго, но парня запомнили и стали звать на выступления. Потом был SLOVOFEST в Анапе — слет сильнейших батлеров со всей страны, на котором ему предложили возродить в Екатеринбурге традиции «Слова». Так проект воскрес и недавно отметил первый год новой жизни.
— Формат таких проектов пришел к нам с Запада, — рассказывает Гриша. — Основная разница в том, что на Versus участвуют уже достаточно известные по всей стране MC (рэперы — прим. Авт.), а к нам приходят неизвестные ребята.
На мой взгляд, батлы — это спорт — соревнование в том, насколько круто ты пишешь и исполняешь свой текст. На Западе есть поверье, что МС, который пишет хорошие песни, не может нормально батлить и наоборот. Мне кажется, это связано с тем, что текст для батла пишется мозгом, ты просчитываешь возможные ходы противника, заморачиваясь за рифмовку. А песня идет от сердца и качество рифмы в ней не так важно. В России есть батловые МС (например, Oxxxymiron — прим. Авт.), которые успешны в творчестве, но их, как и на Западе, единицы.
Гриша Рябков — организатор филиала Slovo-екб. Фото: Алиса Волосникова
Допустим, я захотел пойти на батл как участник. Что для этого нужно сделать?
— Для начала нужно хорошенько подумать, зачем тебе это, — делится Макс Махов, финалист последнего батла. — А если уж совсем хочется, то для начала сходить к логопеду: батлеров с дефектами речи невозможно слушать.
— В первую очередь нужно отправить на нашу почту видео-заявку, — рассказывает Гриша. — Она должна длиться минуту и максимально качественно отражать мастерство. За неимением оппонента, кто-то присылает заявки, где батлит кота. Некоторые отправляют отрывок своих прошлых батлов. Если повезло и тебя отобрали — готовишься к выступлению.
Мне повезло и меня отобрали. Что дальше, как готовиться?
— В батлах есть свои маленькие жанры, — говорит организатор. — Кто-то откровенно стебется над оппонентом, кто-то пытается найти обличающие факты из жизни. Некоторые участники выезжают на харизме и артистизме. Я считаю, что большинством ценятся те, кто умеет выдержать баланс между рэпом и «Камеди клабом». Обращаю внимание на остроту, емкость панчлайнов (панчлайн или панч — ударная строка, которая цепляет оппонента — прим. Авт.), на интересные повороты в тексте. Важен слог, качество рифмы и суть высказываний. Можно сделать круто и квадратной рифмой (самый простой способ рифмовки — прим. Авт.), но тогда должна быть дикая харизма: редко получается сделать крутой текст, рифмуя плохо.
— Нужно изучить, что заходит на твоей площадке — шутки про мам или про пап, — рассказывает Дмитрий Чайко, победитель первого сезона Slovo-екб. — И оттачивать флоу (поток речитатива — прим. Авт.), конечно же. Батлы сейчас — это смесь разных аспектов творчества, начиная от стендапа, заканчивая чем-то серьёзным. В идеале нужно разбавлять свое выступление, заставляя течь его не только в одном ключе.
Участники не всегда рандомно оказываются друг напротив друга. Гриша сам общается с ними перед поединком. Личные пожелания учитываются, но, например, если у ребят конфликт, их могут специально поставить вместе. Давних друзей вряд ли поставят — раунд будет скучным.
Батл Макса (слева) и Димы за титул чемпиона первого сезона. Фото: взято с портала vbare.me/ekat
Насколько серьезно можно к этому относиться? Трудно представить, что происходящее на батлах не переносится на личные взаимоотношения.
Во время раунда участник приближается к сопернику вплотную, пристально глядя ему в глаза и выкрикивая текст оппоненту в лицо: «Ты безбашенный маргинал, твердит об этом каждый твой стих, ты говоришь, что ты все про*ал [потерял], но ты просто ни*я [ничего] не достиг». Таким давлением противника проще сломать. Трудно сказать, что ощущают в этот момент выступающие. У зрителей, которые видят раунд «на грани», захватывает дух и вырабатывается адреналин.
— Наша ненависть — чисто искусственная, чтобы было удобнее читать то, что написал, — говорит Дима. — Твои моральные чувства атрофируются во время раунда, и ты уже гораздо объективнее смотришь на происходящее.
— Обиды после и до батла бывают всегда, — говорит Гриша. — Вообще, я считаю, что не стоит в это дело ввязываться, если ты не стрессоустойчивый и не сможешь это правильно принять. Я провожу параллель с «Бойцовским клубом» — у нас такая секта по интересам. Мы — странные люди, которые могут друг друга об*рать [облить грязью], а после этого пожать руки и вместе пойти отдыхать. Не каждый может это стойко перенести.
Я не люблю личные темы и считаю, что выносить на батл моменты, которые не относятся к противнику, как к МС, не стоит. С другой стороны, один из самых просматриваемых батлов — где Rickey F шутит весь раунд про рак: «Я не мог придумать, о чем писать, но на безрыбье, как говорится, и рак — раба». При том, что Рики сделал грамотную подводку к этой части текста, вряд ли это покажется смешным для тех, кто столкнулся с болезнью.
«Мы — странные люди, которые могут друг друга [поливать грязью], а после этого… вместе пойти отдыхать». Фото: Алиса Волосникова
Допустим, я не хочу шутить «про мамку» или про рак. Какие темы остаются?
«О твоих строчках на батлах у меня куча вопросов, Паша. Например, откуда ты знаешь, каких мужиков предпочитает твоя мамаша?». Обычно участники могут использовать самые грязные панчи, полностью принимая на себя ответственность за сказанное. И все-таки острые политические темы стараются обходить. Иногда МС договариваются между собой о темах, которые не будут затрагивать.
— Кто-то пишет строки, основываясь на глобальных событиях, которые произошли совсем недавно — говорит Гриша. — Часто в тексте упоминают кого-то из известных личностей. Цензуры почти нет, темы могут быть любые, но все же недавно на батле Гнойного и Эрнесто «запикали» при монтаже пару имен.
— Для кого-то батлы — это современная поэзия, — говорит Макс. — Кто-то приходит посмеяться, а некоторые даже не считают это хип-хопом: говорят, что батлы отравляют культуру.
Где посмотреть?
Встречи в рамках Slovo-екб обычно проходят в баре F.Starter на 8 Марта, 27. В минувшую субботу состоялся батл за титул чемпиона по итогам первого сезона, информацию о новых встречах можно узнать из одноименной группы вконтакте: https://vk.com/slovoekb.
Батлы в Екатеринбурге становятся все популярнее. Фото: Алиса Волосникова









