«В России меняется отношение к комиксам». Екатеринбуржцы Илья и Настя вошли в отечественную антологию комиксов

7 декабря 2016, 09:48

В ноябре издательство Parallel Comics выпустило одноименный сборник из 12 историй независимых российских авторов. В антологию вошли комиксы Ильи Гринберга и Насти Франц, авторов из Екатеринбурга, для которых публикации в сборнике стали дебютом. Мы сравнили их эскизы с готовой работой и задали несколько вопросов куратору проекта и директору по развитию издательства Parallel Comics Максиму Чумину.


Максим Чумин

«Я не уверен, что компетентен и имею право рассуждать о популярности комиксов в городе, но могу судить из работы с екатеринбургскими магазинами. У вас есть пара магазинов комиксов и, конечно, прекрасный „Пиотровский“ (это пока единственное место, где можно достать „Параллельные комиксы“). Мне кажется, что наличие ассортимента самых разных комиксов в, казалось бы, не самом мейнстримовом книжном магазине, говорит, что в России отношение к ним меняется — в стране появляется все больше таких точек.

Автор обложки Даша Овечкина: „Все рисовалось в кошачьем лотке за неимением более подходящей емкости“. Фото: Александр Мамаев

Внешний вид всего сборника создала копирайтер Даша Овечкина из Екатеринбурга, работающая в РА „ВОСХОД“ — она отвечала за обложку и за дизайн внутренностей книги. Ее вклад невероятен, без Дашиного участия не получилось бы из „Параллельных комиксов“ артефакта, которым я изначально хотел сделать антологию.

Среди всех екатеринбуржцев, с которыми я работал над книгой, есть только одна удивительно важная черта — и Илья, и Настя, и Даша влюбились в наше общее дело и отнеслись к нему с завидным трепетом».

Илья Гринберг, автор комикса «Сказка»

Выпускник филсофского факультета УрФУ Илья Гринберг вспоминает тему своей дипломной работы. Фото: Александр Мамаев

Максим Чумин: С Ильей нас познакомил общий друг Дима Безуглов еще до создания «Параллельных комиксов», и с самого начала я хотел попробовать поработать с Ильей, в котором невероятно сильна любовь к комиксам как к виду искусства. Он — сильный автор, а это редкость в индустрии, где художники чаще сильнее.

Название комикса появилось случайно. Фото: Александр Мамаев

«Сказка» — история гегемонии гигантских котов над одной деревней. Название появилось случайно: куратор просил авторов сказать одно слово, которое ассоциируется с комиксом — оно и становилось именем произведения. В черно-белой «Сказке», которую нарисовала Наталья Найденова, есть всего одна фраза.

«Она появляется после того, как издатели и художница очень долго меня уговаривали вставить текст, чтобы хоть что-то пояснить. Мне не хотелось этого делать по двум причинам. Самая банальная — я крайне неопытный сценарист, а писать диалоги — это чертовски сложно.

Мой бакалаврский диплом — про комиксы, я рассматриваю их с точки зрения эстетики („Комикс как пограничный феномен современной культуры: между эстетикой и семиотикой“). Это сомнительное утверждение, но в целом верное, и это вторая причина. Я считаю, что интереснее и сложнее рассказывать историю через последовательность изображений, но делать это так, чтобы все было понятно. Я не то чтобы доволен результатом, потому что самый распространенный отзыв на мой комикс: „Прикольно, но я ничего не понял“. Потом люди несколько раз его перечитывают. Мои бабушка с дедушкой попросили, чтобы в следующий раз я сделал комикс более понятный для них.

Раскадровка, которую рисовал Илья и отправлял художнику. Фото: Александр Мамаев

Все, что можно выразить с помощью изображений, нужно выразить. В этом смысле комикс наравне с кинематографом и литературой. Я давно для себя сформулировал правило: хорошее кино не должно начинаться со слов. Если я начинаю смотреть фильм и с первой же секунды мне словами объясняют, что там происходит — это ленивый подход.  То же с комиксом: если в истории проходит время, очень лениво сделать плашку „Прошло 10 лет“. Даже нарисовать банальный календарик уже лучше.

Все привыкли к тому, что комикс — это несерьезный жанр. Люди, которые хотят этого избежать, прибегают к уловке и говорят: „Это не комикс, а графическая новелла“ или „графический роман“. Но роман — это книга, где просто достаточно иллюстраций. Автор произведения „Маус“ Арт Шпигельман несмотря на серьезность темы настаивает, что его произведение не графический роман, а комикс».  

Настя Франц, художник комиксов «Раз» и «Два»

Художница Настя Франц: «Где мне взять экземпляр?». Фото: Александр Мамаев

Максим Чумин: Настю Франц я отыскал в паблике ВК, и меня ужасно тронула эмоциональность в ее работах и манера рисунка — ничего похожего в команде «Параллельных комиксов» на тот момент не было. Мы с ней взялись за работу со сценарием посвящения творчеству Обэриутов. В какой-то момент у нас не задалась работа, и комикс в финальном виде с ней не получился. То, что получилось — «Два» и «Раз» — это две версии того, как можно было бы развить наработки, и это вызвано моей сильнейшей любовью к ним и страхом их не использовать.

Все истории в сборнике идут в алфавитном порядке, поэтому первым опубликован комикс «Два» и только потом — «Раз». Фото: Александр Мамаев

Комикс «Раз» Настя описывает как историю, которая происходит «на фоне фотошопных картинок, олицетворяющих пост-революцию».

«Я посмотрела фильм „Жидкое небо“, там кислотная атмосфера 70-х, клубы, фрики… и вдохновилась. А потом тупо рисовала с „Зеной — королевой воинов“ на фоне.

В „Раз“ есть сцена, когда герой берет девушку из кукольного дома, который стоит у него на полу. Это модель его же дома, где он стоит. Это такая метафора бесконечности, закольцованности. 

Щелчок пальцами Настя заменила на трубку. Фото: Александр Мамаев

Вот тут он наряжается, закуривает и превращается в кубическую композицию, правда изначально герой щелкал пальцами. Потом, когда я все отрисовала, посмотрела на пальцы, подумала, что за … [бред] и добавила зажигалку.

Это мой первый комикс, хотя до этого у меня тоже была идея, но я сделала всего пару страниц, которые теперь валяются в столе. Кому они здесь нужны? Мало кто понимает, что это очень большой труд».

  • Комикс Ильи Гринберга «Сказка»Фото: Александр Мамаев
  • Первые наброски к комиксу «Сказка»Фото: Александр Мамаев
  • Экземпляр «Параллельных комиксов» Ильи ГринбергаФото: Александр Мамаев
  • На встрече с «Моментами» Настя Франц впервые увидела сборник, в котором опубликован ее комиксФото: Александр Мамаев
  • Комикс «Раз»: герой из набросков (справа) перебрался в печатное изданиеФото: Александр Мамаев
  • Сборник «Параллельные комиксы» вызвал много споров, одна из причин — не все истории похожи на комиксыФото: Александр Мамаев
  • Вместо щелчка пальцами — трубкаФото: Александр Мамаев

 

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Город


вверх