Спектакль «Старосветская любовь» в Коляда-театре: возвращение в детство, стеб над классической культурой и нежность к русскому
Перед началом спектакля Николай Коляда вышел к зрителям со словами: «Эта пьеса — фантазия на тему из повести „Старосветские помещики“ Николая Гоголя. Я написал ее много лет назад по просьбе Лии Ахеджаковой. Во время спектакля вы наконец узнаете, что же такое „Коляда“ и откуда пошло колядование». Корреспондент «Моментов» оценил новую постановку Николая Коляды по пьесе «Старосветская любовь», которую уже давно играют в Москве и многих театрах России, а в Екатеринбурге только начали.
Периметр сцены увешен гобеленами с узорами, вышитыми крупным крестиком. По центру — двухместная кровать, на которой главные герои — милейшая пожилая пара проводят почти все свое время. Вокруг них кипит жизнь: пляшут колядующие крестьяне, разгуливает мифологическая нечисть, а сам Николай Васильевич Гоголь вальяжно слоняется по дому, оберегая застывшее в нем время.
Попадая на этот спектакль, зритель переносится в гости к любимой бабушке в деревню, где самой страшной проблемой может стать неурожай редиски в саду, главным занятием дня — перекус между завтраком и обедом, а вздутие живота — темой для вечерних бесед, с пролистыванием энциклопедии лечебных трав.
Фото: Елена Гецевич
«Я понял, что пишу про своих родителей, потому что вся их жизнь заключалась в том, чтобы накормить нас, напоить, чтобы все были сыты и здоровы», — говорил в одном из интервью Коляда.
Нельзя в очередной раз не отметить литературный талант Николая Владимировича. Он использует давно забытые слова, которые вряд ли можно услышать сегодня в быту, и это придает тексту дополнительную выразительность. Когда Афанасий Иванович (актер Сергей Федоров) соглашается на предложение супруги Пульхерии Ивановны (актриса Тамара Зимина) «покушенькать» среди ночи, произнося: «так только, пеночку с кислого молочка поплямкотеть» — зрители пускают слезу умиления.
Спектакль насыщен множеством танцевальных этюдов, исполняемых актерами массовки. В каждом номере артисты появляются в новых образах, которые сатирически обыгрывают. Например: неуклюжее исполнение танцевальных элементов в балетном трико — фирменный колядовский стеб над классическим искусством. Подобные эксперименты в последнее время легли в основу постановок Коляда-театра.
Постановка насыщена множеством танцевальных этюдов. Фото: Елена Гецевич
Спектакль, как и сама пьеса, получился колоритным с этнической точки зрения: каждая строчка в диалогах главных героев пропитана бесконечной нежностью к русским людям и русскому языку. Было бы здорово посредством таких постановок знакомить иностранных гостей с нашей культурой, если решить технические вопросы с переводом.
Помимо любви и искрометного юмора почти в каждом произведении Коляды сквозит тема неминуемой смерти. Не обошлось без нее и в этот раз. Возвращение кошки Манюрки (реальное имя одной из кошек Николая Владимировича) Пульхерия Ивановна воспринимает как сигнал о своей скорой смерти. Героиня умирает, ее супруг остается беспомощным перед внешним миром и вскоре уходит за ней. Дом героев и все их хозяйство быстро растворяется в небытие. Смерть — это нормально - пытается донести автор.
Фото: Елена Гецевич