Гламурный Том Форд устроил забавные игры «Под покровом ночи». Секс, страх, смерть. Только для взрослых
Дизайнер, создатель элитных духов и режиссер Том Форд еще с титров пытается оправдать запрос на культурологический шок. Крупно на красном экране — танцы голых чирлидирш с помпонами и ожирением четвертой степени. Дальше — больше. Если хотите увидеть это, оставьте детей дома.
Голые толстухи окажутся «объектами современного искусства» — частью выставки-перфоманса галеристки Сьюзен (Эми Адамс), представительницы гламурной элиты Лос-Анжелеса. Мы застаем героиню в кризис. Муж после 17 лет брака озабочен только бизнесом и походами налево. Работа не приносит радости, Сьюзен знает, что делает бездуховный «шлак» для богатеев. Она догадывается, что глубоко несчастна.
Однажды протагонистка получает посылку от своего первого мужа Эдварда (Джейк Джилленхол). В коробке его роман «Ночные животные», названный с намеком (Сьюзен страдает бессонницей). Эдвард просит прочитать книгу, а потом поговорить, если будет желание.
Сьюзен читает по ночам, а мы смотрим фильм в фильме. Герой романа, представитель среднего класса Тони Хастингс (снова Джилленхол) с женой и дочкой движется по ночной дороге в глуши западного Техаса. Встреча с тремя деревенщинами на раздолбанной тачке превращает поездку в «провинциальный» хоррор. Все закончится предельно плохо. Как вы сразу подумали, так и будет. Мы увидим смесь «Соломенных псов» (слабость главного героя), «Забавных игр» (немотивированное и неотвратимое насилие) и «Последнего дома слева» (Форд, к счастью, от показа сцен сексуального насилия удержался). Шокирующий результат лежит на ярко красной софе посреди техасской пустыни. Дико жестокая «линческая» картинка.
Девушке скучно с провинциальным романтиком, говорила ведь мама, что Эдвард ей «не ровня». Кадр из фильма
Красное (так оформлен и офис Сьюзен, производящий бездуховную арт-расчлененку) станет рефреном, метафорой чего-то адски негуманного… Еще один фильм в фильме, на воспоминаниях. Сидя на красной софе, Сьюзен ругает литературные опыты Эдварда. Девушке скучно с провинциальным романтиком, говорила ведь мама (лос-анджелесская светская львица), что Эдвард ей «не ровня»… Чем больше Сьюзен читает и вспоминает, тем больше убеждается, что книга Эдварда про него и про нее, и финал не будет приятным.
В романе на смену хоррору приходит южная готика вроде «Настоящего детектива». Тони Хастингс вместе со смертельно больным шерифом (супер-роль Майкла Шеннона) ищет убийц и наполняется жаждой мести…
Сверхзадача банальна. Ее запросто формулирует несчастный Эдвард: «Когда любишь кого-то, не выбрасываешь его». В России эта максима известна в эстетском варианте «не отрекаются любя» благодаря песне Пугачевой из «Иронии судьбы». Форд в решении задачи умело эпатирует, почти как «современное искусство», в котором он долго варился, и которое сейчас высмеивает. Но ума от этого не добавляется. Можно вывести топ-дизайнера из гламурного «шлака», но гламурный «шлак» из топ-дизайнера вывести сложно.
Трудно не заметить пендели, которые режиссер раздает экзальтированной арт-тусовке, зажравшемуся истеблишменту и республиканцам. Кадр из фильма
В книге Остина Райта «Тони и Сьюзен», по которой снят фильм, возможно, есть куча нюансов, оправдывающих смесь сатиры в стиле «Американского психопата», мелодрамы, дорожного хоррора и южной готики. В фильме попытка писателя зарифмовать свои страдания от развода с горем и жаждой мести человека, с семьей которого поступили (не будем спойлерить в лоб), как в начале датского вестерна «Спасение», культурологически шокирует, но скорее в минус, не добавляя заслуг ни Форду, ни его герою Эдварду. Похоже, после двадцати лет жизни с разбитым сердцем Эдвард действительно превратился в слабака, да еще и с припадками антиженского сексизма.
С другой стороны, у нас тут не экранизация книги «Искусство любить» Эриха Фромма, которая помогла бы Эдварду отпустить бывшую супругу с миром, без литературных экзекуций. Возможно, режиссер не так уж сочувствует протагонисту, а намеренно показывает сломавшегося лузера, захлебывающегося в деструктиве и топящего в нем свою первую любовь. Фантазировать можно долго, если додумывать за автора…
Трудно не заметить пендели, которые режиссер раздает экзальтированной арт-тусовке, зажравшемуся истеблишменту и республиканцам (пионер системы гей-браков, устами героини обзывает их «расистами» и «нацистами»). Ублюдков с техасского шоссе с логикой «Если на меня смотрят, как на насильника, я буду насильником» мы, вероятно, должны считать порождением культивируемого в верхах социал-дарвинизма…
Форд тем и интересен, что при постановочном мастерстве, классной картинке и репутации сильного режиссера (благодаря дебюту «Одинокий мужчина») остается дилетантом, плюющим на стандартную киношную логику. Эффект от «Ночных животных» сравним с послевкусием от другого «гламурного уродца» — «Неонового демона»: если читать месседж автора линейно, получается глупо, если дать волю фантазии, выходит весьма любопытно, даже есть о чем поспорить. Благо, открытый финал к этому располагает. Если бы на «Оскаре» была номинация «Лучший открытый финал», Том Форд бы точно получил статуэтку.
Телефон: +7 (343) 271-10-36; +7 (343) 271-09-73
Электронная почта: uprav_cinema@passage.ru
Сайт: passage-cinema.ru
Адрес: Екатеринбург, Вайнера, 9