«Незнайка», «12 стульев» и уличный «Дракон»: подробный гид по театральным премьерам до конца сезона
Екатеринбургские театры оставили на вторую половину сезона больше 15 премьер. Для постановок они меняются режиссерами, приглашают мастеров из столиц и других стран, внедряют в труппу авангардных фотографов и выходят на улицы. Самый подробный обзор театральных новинок — в материале «Моментов».
Оперный театр
Оперный театр — единственный представитель Екатеринбурга в этом году на фестивале «Золотая маска». На главную театральную премию России номинированы премьеры прошлого сезона: балет «Ромео и Джульетта» и опера «Кармен». По возвращению из Москвы, 20 февраля, труппа начнет репетиции «Жизели».
Над оформлением классического балета Адольфа Адана в хореографии Мариуса Петипа трудятся петербургские гости. На сцену постановку перенесет дуэт балетмейстеров Натальи Большаковой и Вадима Гуляева. Оба — бывшие солисты Мариинского театра, педагоги и народные артисты. Художник Андрей Войтенко готовит декорации, Татьяна Ногинова — костюмы. Эскизы она создавала, вдохновляясь произведениями Ганса Гольбейна, Ван Дейка и живописью эпохи Возрождения.
— Балет «Жизель» существует в мировом репертуаре около двухсот лет, так что форма костюма задана исторически. Поскольку хореография остается неизменной, эти жесткие рамки мы нарушить не можем. А вот поработать над настроением, эмоциями внутри костюма вполне в наших силах, — пояснила художница.
Дирижером-постановщиком выступит дирижер Большого театр Алексей Богорад. Единственная екатеринбурженка в команде — художник по свету Оперного театра, номинант «Золотой маски» Нина Индриксон.
Эскизы к опере «Русалка» Фото: пресс-служба Оперного театра
Оперная труппа также подготовит новый спектакль. «Русалку» поставит чешская команда под руководством главного дирижера театра Оливера Дохнаньи. Исполнять оперу будут на чешском языке. Хореографическая часть, которая составит почти половину спектакля — на Вячеславе Самодурове. Как и в случае с декабрьской премьерой 2016 года — балетом «Снежная королева», спектакль ориентирован и на детей, и на взрослых зрителей.
«Дети воспринимают «Русалку» как сказочный сюжет, для взрослых же это история надежды и прощения. Я мечтаю создать на сцене волшебную фантасмагорию, окунуть публику в атмосферу чудесных превращений и подлинной красоты», — сказал режиссер-постановщик Томаш Пиларш, для которого это первый опыт работы в России.
Премьера обновленного балета «Жизель» состоится 7 апреля.
Премьера «Русалки» назначена на 19 мая.
ТЮЗ
Эскизы к премьере «Золушки» Фото: @lola_medvedeva
Во второй половине сезона в ТЮЗе к выпуску планировали три спектакля, но решено было остановиться на двух. Первым зрителям представят «Золушку» по пьесе Евгения Шварца. Текст взят оригинальный, который лег в основу одноименного советского фильма.
Состав команды, которая работает над «Золушкой», позволяет надеяться на всероссийский успех. Сказку ставит приглашенный из Камерного театра режиссер Дмитрий Касимов. Художник спектакля — Алексей Вотяков, сотрудничающий с МХТ, мариинкой и другими известными театрами двух столиц. За танцевальную часть отвечает Ксения Михеева — хореограф балета Бориса Эйфмана. Музыку к спектаклю пишет лидер коллектива «4 позиции Бруно» Александр Ситников, а фотографом приглашен Александр Еж Осипов.
— Не могу рассказать все секреты. Но главное, что это и не классическая сказка, и не современная — найден баланс, золотая середина. Важно, что текст взят Евгения Шварца — он не написан и не переписан.
Ко Дню защиты детей режиссер Олег Гетце презентует спектакль «Незнайка». К репетициям труппа приступит в марте. Сейчас Светлана Баженова пишет инсценировку на основе двух книг — «Незнайке в цветочном городе» и «Незнайка на Луне».
— В спектакле у нас будут сопоставлены эти два мира, пространства, мировоззрения. Взрослые еще помнят произведения Носова, а современных подростков мы хотим с ними познакомить. В них много интересных по смыслу вещей и в постановке мы поговорим на детский лад о взрослых темах, — пояснил Олег Гетце.
Премьера «Золушки» — 24, 25 и 26 марта
Премьера «Незнайки» запланирована на 1 июня.
Театр музыкальной комедии
Оперетта «Микадо» в Charing Cross Theatre Фото: grumpygaycritic.wordpress.ru
В конце 19 века оперетту «Микадо» авторского дуэта Гилберта и Салливана впервые увидели зрители лондонского театра «Savoy Opera», а этой весной спектакль презентует екатеринбургский Театр музкомедии. Действие разворачивается в мифической Японии, где император издает указ о смертной казни за любой, даже самый невинный флирт.
Музыку в уникальной авторской аранжировке предоставило британское Общество «Гилберт& Салливан». Режиссером пригласили московского 33-летнего актера Алексея Франдетти. Некоторым екатеринбуржцам он известен по фильмам и телесериалам, таким как «Царь», «Солдаты-16», «Дикий-3», «Тайны института благородных девиц».
— Как и любая талантливая комедия эта комическая опера очень актуальна сегодня не смотря на фантазийный сюжет и очень смешную и правдивую историю, — рассказал Алексей Франдетти. — Постановкой этой оперы занимался в своем любительском кружке К.С. Станиславский и даже исполнял одну из главных ролей. Если говорить об особенностях постановки — этот материал позволяет постановщикам полностью выразить свою фантазию и дать ей свободу. И мы себя сдерживать не будем! Постараемся сделать все, чтобы зритель, пришедший в театр получил максимум удовольствия и положительных эмоций.
Назначена премьера на 27-28 апреля.
Камерный театр
В Камерном театре сезон проходит под знаменем масштабного проекта «Русская поэзия 20 века». Именно в его рамках в ноябре вышел спектакль «Оттепель» — о литературной жизни 60-х годов. Следующая за ним премьера — «Аутсайдеры». Она посвящена литературному андеграунду 80-х годов. А в последний месяц зимы выйдет «Февральская революция» — по мотивам дневников и стихотворений поэтов Серебряного века.
— Затем у нас в планах спектакль «ОБЭРИУТЫ», за ним постановка, посвященная поэзии Великой Отечественной войны. И год получается закольцованным — дальше следует опять «Оттепель», опять 80-е и вновь начало века, — разъясняет главный режиссер театр Дмитрий Касимов. — Это все спектакли, в жанре, который я называю «поэтический вечер». Это не значит, что на сцену выходят артисты, здороваются и ведут вечер. Просто я выстраиваю символическую арку с поэтическими вечерами, которые были в 20 веке, на которых собирались зрители, литераторы и читали стихи.
Новогодний спектакль «Щелкунчик» Фото: пресс-служба ОМПУ
Дмитрий Касимов подчинил Камерный театр символизму — ни один спектакль не выбран без причины. Весной зрителям представят вторую редакцию «Щелкунчика», который радовал маленьких зрителей в дни новогодних каникул. В 2016 году исполняется 200 лет со дня первого издания новеллы Гофмана. А закроется сезон классической прозой рубежа 19-20 века — чеховской «Попрыгуньей», что тоже не случайно — открывался он тургеневским «Где тонко, там и рвется».
Премьера спектакля «Аутсайдеры» — 28 января
Премьера спектакля «Февральская революция» — 24 февраля
Премьера «Попрыгуньи» — июнь
Театр драмы
Для постановки комедии по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты» Театр драмы пригласил режиссера из ТЮЗа, лауреата госпремии Анатолия Праудина. Роль Софьи Турусиной должна была исполнять легендарная Галина Умпелева, которая не дожила до премьеры всего три месяца. Вместо нее будет играть Ирина Ермолова.
— Спектакль будет строиться на стыке разных моделей театра, разных восприятий одной пьесы — образно говоря, в этой постановке найдется место и авангарду подвальной труппы, и академичности Малого театра», — говорит гендиректор театра Алексей Бадаев.
Премьера спектакля — 15 и 16 марта.
Театр кукол
На большой сцене Театра кукол ко Дню защиты детей выйдет спектакль «Халиф Аист» по произведению Вильгельма Гауфа. Готовит постановку главный режиссер театра Евгений Сивко вместе с главным художником Юлией Селаври.
— Пока все на стадии первичной работы, только обговариваются эскизы. Сказка прекрасная, на восточную тему. При этом она не легкая, требует серьезного рассмотрения, внимания и анализа. Поэтому вряд ли она подойдет самым маленьким зрителя, но пока рано говорить о возрасте, на который рассчитан спектакль, — прокомментировала пресс-секретарь Театра Кукол Мария Зырянова.
«Роскошное безумие в майскую ночь-2014» Фото: страница Театра кукол в соцсети
Кроме этого, в репертуаре театра планируют оставить спектакль «Спящая красавица», который шел в новогодние каникулы. А 11, 12 и 14 февраля для взрослых зрителей пройдет традиционное «Роскошное безумие в Валентинов день». Оно включает в себя дефиле в костюмах из лучших постановок театра и специально подготовленные номера. В этом году проект номинирован на премию губернатора Свердловской области.
Премьера спектакля «Халиф Аист» запланирована на 1 июня.
Коляда-театр
Первая половина сезона для театра Николая Коляды была, как всегда, плодотворной — вышло пять премьер. До лета появятся еще два новых спектакля: первый для Екатеринбурга «12 стульев» по произведению Ильфа и Петрова и «Буря» Шекспира. Точных дат их выхода на сцену пока нет.
— Инсценировку «12 стульев» я сейчас дописываю и буду ставить в театре. На это уйдет около полутора — двух месяцев. То есть спектакль выйдет примерно в конце марта. В апреле—мае будем репетировать «Бурю». Потом будет «Коляда-plays», к которому я должен поставить два спектакля. Фестиваль как всегда будет объемный, танцы, шманцы… На новый сезон пока планов нет — этот бы провести. Театр ведь авторский, я один режиссер, других не зову, хотя они просятся, — рассказал худрук театра.
Премьера спектакля «12 стульев» запланирована на конец марта.
Премьера постановки «Буря» — на конец мая.
Волхонка
В основе концепции «Волхонки», которой в прошлом году исполнилось 30 лет — отсутствие постоянного режиссера и, как следствие, творческая свобода артистов. Последняя — сохраняется даже в выборе пьес для новых постановок. А режиссером в последнее время зачастую выступает петербуржец Алексей Янковский. Вскоре он вновь приедет в Екатеринбург, чтобы помочь с подготовкой трех премьер.
В марте выйдет спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. Ее выбрала артистка театра Екатерина Остапенко.
— Какая роль ему уготована — решаем не мы. Наше дело выпустить и все технологически сделать, профессионально. Но то, что это будет профессионально — можно не сомневаться, — прокомментировал грядущую постановку Алексей Янковский.
Театр «Особняк», Санкт-Петербург. Прото-премьера Фото Татьяны Яковлевой
Во Всемирный день театра, 27 марта, екатеринбуржцам представят проект «Театр Медеи». Его уже видели зрители северной столицы — актриса «Волхонки» Татьяна Савинкова играла его вместе с московской артисткой Татьяной Бондаревой.
— Теперь этот проект перемещается на «Волхонку». Татьяна Владимировна Савинкова — очень крутая актриса. Она одна из ведущих актрис Екатеринбурга, даже у нас нет артисток такого плана и класса. И очень плохо, что она мало играет, — говорит режиссер.
Спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Ивана Вырыпаева предложила к постановке актриса театра Мария Васильева. Дата премьеры пока неизвестна, но работа над спектаклем продолжится с приездом Алексея Янковского.
— Я выступаю как режиссер, приеду и просто останется сложить части в правильном порядке. Вырастить — это их задача. Если нет актерской профессии, то нет и режиссерской. Можно все хорошо придумать, вложить деньги, а актеры не будут играть — и спектакля НЕТ. Но я думаю, что она девушка упорная и талантливая — она доделает ее, — подчеркивает Алексей Янковский.
Премьера спектакля «Мой бедный Марат» запланирована на март.
Постановка «Театр Медеи» выйдет на сцене 27 марта.
ЦСД
ЦСД на фестивале «Лица улиц» Фото: София Милкис
Нет точных дат премьер и у «дочки» Коляда-театра, но известно, что труппа готовит четыре спектакля. Первым, в апреле, выйдет «Фауст» Рината Ташимова по одноименной пьесе Гете. Затем, ближе к концу весны, в ЦСД появится постановка «Околофутбола» — про футбольных хулиганов. Тогда же должен запуститься театральный квест, о котором новый главный режиссер ЦСД Антон Бутаков рассказывал «Моментам» в связи с назначением на должность.
Тайной окутана четвертая премьера — уличный спектакль с рабочим названием «Дракон». Ставит его Антон Бутаков совместно с экс-главным режиссером театра Ринатом Ташимовым. Тематику постановки Антон Бутаков не раскрывает, но уточняет, что в ней будет задействован автобус «Пежо», купленный Николаем Колядой в 2013 году.
— Мы его готовим к «Коляда-plays», но сделаем раньше, думаю — может ко Дню защиты детей, потому что он не имеет ограничений по возрасту. Любой желающий, проходя мимо, сможет остановиться и поучаствовать в спектакле, с ним будет игра. Зритель не будет сидеть как зритель, он будет участвовать, будет один из. Деньги будем собирать в шляпу — в этом плане он будет классический, восходящий к площадному театру.