«Чувствуешь себя отщепенцем». Киберспортсмены — о том, как родители и общество относятся к их увлечению
В эту пятницу, 20 января, в Москве пройдет финал Кубка России по киберспорту. Призовой фонд соревнований — почти четыре миллиона рублей. Среди претендентов на победу — спортсмены из Екатеринбурга, которые будут соревноваться в трех дисциплинах: Dota 2, Counter-Strike и Hearthstone. За неделю до финального матча мы встретились с двумя уральскими участниками, чтобы узнать, как родители относятся к их увлечению, зачем нужно бороться со стереотипами и что происходит с киберспортом в Екатеринбурге.
Халед Эль-Хаббаш
Игрок в Dota 2 — стратегию в реальном времени с элементами компьютерной ролевой игры.
На Кубке России в дисциплине DOTA 2 призовой фонд составляет два миллиона рублей. Фото: Booze Penguin
В прошлом году киберспорт был признан в России официальным видом спорта. По миру проводятся турниры на миллионы долларов, множество бизнесменов и крупных компаний вкладывают свои активы в киберспортивные команды и турниры. В 2007-м, когда я начинал, мы даже не могли представить, что до этого когда-нибудь дойдет.
Поначалу одобрения со стороны родственников было мало — они не видели никакой перспективы и считали это пустой тратой времени. Но когда я начал приносить неплохие деньги, их сомнения развеялись, но они все равно хотят, чтобы я нашел что-то стабильное. Друзья же думают, что мне повезло и это легкий способ делать деньги, но если бы они знали, сколько времени я потратил и продолжаю тратить, то скорее всего, изменили бы свое мнение.
Халед (справа) играет на профессиональном уровне с 2013 года. Фото: Booze Penguin
Стереотипы о киберспортсменах? Худые, щуплые, плохо образованные, не особой красоты. Социопаты, которые тратят все свое время на компьютерные игры. Стереотипы появляются из-за того, что таких людей на самом деле большинство. Но я пытаюсь это опровергать своим личным примером — хожу в спортзал, читаю книги, имею два высших образования, пытаюсь как можно больше времени проводить с друзьями и не испытываю проблем в знакомстве с новыми людьми. Надеюсь, что рано или поздно, киберспортивное сообщество изменится в лучшую сторону и этот стереотип утратит свое значение.
Екатеринбург очень отстает от Москвы или Санкт-Петербурга. Раньше здесь было много талантливых и сильных игроков, но сейчас они все перестали играть, и я практически не знаю ни одного игрока, который играл бы здесь в моей дисциплине на высоком уровне. У нас нет ни одного нормального клуба с новейшим оборудованием и хорошей площадью, турниров с большим призовым фондом и так далее. Итог: слабое развитие города в плане киберспорта.
Виталий Сорокин
Игрок в Hearthstone — коллекционную карточную онлайн-игру по мотивам вселенной Warcraft
Фото: Анна Майорова
Когда ты чем-то занимаешься, важно, что о тебе думают со стороны. Когда слышишь скептические отзывы, то… чувствуешь себя каким-то отщепенцем. Родственники не очень толерантно относятся к моему увлечению. Мне кажется, они просто его не понимают, да и в целом российское общество к понятию «киберспорт» относится с подозрением. У большинства населения где-то глубоко засело, что, мол, это все вредно, несерьезно, бесполезная трата времени. Словом, «зачем вы этим занимаетесь, идите лучше работать».
Кибеспорт — это по сути борьба двух умов посредством компьютера.
Призовой фонд Кубка России разделен на три дисциплины. Победитель в Hearthstone получит двести тысяч. Я, конечно, много раз думал, куда бы их потратил. У меня нет хорошего компьютера — я хочу его приобрести. Может быть начал вести трансляции, а если бы остались деньги, то съездил бы куда-нибудь на стажировку.
Фото: Анна Майорова
Раньше СМИ писали о киберспорте так: «Давайте посмеемся над ними и заодно скажем, что это вредно». Но чем больше киберспорт будет освещаться как серьезная дисциплина, тем меньше будет стереотипов.
Киберспорт — это бизнес и нужно стремиться, чтобы он окупал себя. За рубежом крупные спонсоры покупают себе клубы и делают им рекламу.
В мире все больше людей, которые могут называть себя кибеспортсменами и этим занятием обеспечивать себя. Как это часто бывает, Россия в этом плане менее развита. У нас только единицы могут так говорить. Лично для меня это пока хобби. Я хочу посмотреть, как сложится турнир в Москве — это мои первые крупные выездные соревнования. Я понимаю, что через несколько лет можно остаться ни с чем и потерять время. Но я надеюсь, что все изменится и в России можно будет заниматься киберспортом и зарабатывать на этом.
Киберспорт — это бизнес. Фото: Анна Майорова









