Рабы «Театрона»: как директор частного театра годами не платит актерам и драматургам
В этом году исполняется 30 лет одному из первых частных театров Екатеринбурга — «Театрону». Победитель и дипломант международных фестивалей, он до сих пор ежегодно выпускает премьеры. Работает на двух площадках: с залами на 48 и 72 места. И судя по доступным на март билетам в кассах, оба заполняются полностью. Зрители не догадываются, что скрывается за внешним благополучием театра. Как «Театрон» нарушает права драматургов и превращает актеров из служителей Мельпомены в ее узников — в материале «Моментов».
«Интерес к театру в настоящее время необыкновенный, и честно говоря, поражает самих участников процесса»
Так заявляет о себе «Театрон» на собственном сайте. И это правда — спектакли пользуются большим спросом у зрителей. На «Хочу купить вашего мужа» и «Вокзал на троих», которые пройдут 8 марта, свободных мест нет. На остальные мартовские показы осталась четверть билетов.
На сайте «Театрона» говорится о 25 взрослых и семи детских спектаклей. Идут они в здании на Мамина-Сибиряка и в Доме писателя два-три раза в неделю. Готовит постановки единственный хозяин театра, его основатель, худрук и главный режиссер Игорь Турышев.
Цена билетов средняя по городу: на взрослые спектакли — от 450 до 500 рублей, на детские — 250 рублей. При полной заполняемости залов «Театрон» каждый месяц зарабатывает больше 600 тысяч рублей.
Игорь Турышев с актрисой Людмилой Трошиной Фото: личная страница Игоря Турышева в соцсети
«В труппе театра 15 актеров, имеющих высшее профессиональное театральное образование, работающих в театре от трех до пятнадцати лет»
Еще одна цитата с сайта «Театрона». Информация устаревшая — во вкладке «труппа» перечислены всего 13 человек. Из них как минимум четверо уволились в прошлом году.
— Это место, куда в худшее время могут принять кого угодно, — рассказывает бывший артист, пожелавший остаться неназванным. — Там огромная текучка кадров.
Другие люди из театральной среды Екатеринбурга говорят, что Игорь Турышев часто принимает в труппу непрофессиональных актеров. Худрук обучает их мастерству и затем предлагает остаться на испытательный срок. Обычно он выпадает на предновогодний период, когда театр активно зарабатывает на праздничных спектаклях.
Один из наших источников говорит, что в это время артисты работают бесплатно. Гонорары им обещают платить при постоянном трудоустройстве. Но и тогда возникают проблемы.
— За первые четыре месяца работы Турышев выплатил мне только 4 тысячи рублей, — делится бывшая актриса театра Вера Павлова (имя изменено). — И в последующее время все получали копейки. Объяснений никаких не было. Худрук отмалчивался и уходил.
Здание театра на Мамина-Сибиряка Фото: личная страница Игоря Турышева в соцсети
Бывшие сотрудники «Театрона» подтверждают: средняя зарплата в месяц — три тысячи рублей. Однако есть риск не получить и этих денег.
— Игорь Турышев не платит никому, даже сторожилам «Театрона», которые все еще там работают, — комментирует источник «Моментов». — Вернее, есть любимчики: в основном это юноши, сами понимаете, и им он платит. Но стоит прийти новому мальчику, как старый фаворит сбрасывается со счетов.
Доказать неправоту худрука в суде практически невозможно: по словам Веры Павловой, он не заключает трудовые договоры. Если актер все же смог настоять, то контракт подписывают на год, — говорит бывший артист «Театрона».
— А продлевать его Турышев не будет: просто скажет, что старый автоматически продлевается, хотя это незаконно, — поясняет экс-актер театра. — Он не отчисляет деньги в пенсионный фонд и не платит налоги, так как весь денежный оборот записан в сальной амбарной книге.
Сам директор театра информацию о задержках и невыплатах зарплаты не подтверждает.
— На сегодняшний день, если задерживается зарплата, это дело подсудное, — комментирует Игорь Турышев. — А я вроде бы несудим.
«Задерживать зарплату — дело подсудное» Фото: личная страница Игоря Турышева в соцсети
«Критика и зрители единодушны: это, несомненно, настоящий театр, удачные работы»
Об отношении «Театрона» к актерам знает вся театральная среда Екатеринбурга. Но говорить об этом не принято. Игорь Турышев входит в Союз театральных деятелей России, с 2001 по 2008 год руководил курсом в ЕГТИ.
— Поэтому ни там, ни там никто ничего плохого про него не скажет. Рука руку моет, — поясняет анонимный источник «Моментов».
Многие бывшие актеры отказались рассказывать о том, что происходило в театре. Некоторые говорили: «О бывшем театре либо хорошо, либо ничего». Другие откровенно заявляли: «Не хочется, чтобы Турышев повлиял на мою дальнейшую карьеру».
— Те, кто работает в театре — просто преданные искусству люди, которые обожают свою профессию и сцену, — объясняет наш источник. — А в небольшом с театральной точки зрения Екатеринбурге, где все друг друга знают, Турышев может отомстить любому актеру, испортить ему профессиональную жизнь.
С 2001 по 2008 год Игорь Турышев руководил курсом в ЕГТИ Фото: личная страница Игоря Турышева в соцсети
При этом, «Театрон» — не сборище любителей, а профессиональный театр. Он попадает под официальное определение: имеет труппу и юридическое лицо. Даже не одно.
В банковских реквизитах на сайте театра указано ООО «Малый драматический театр». По данным ЕГРЮЛ, зарегистрирована организация в октябре 2012 года по адресу Начдива Онуфриева, дом 24, корпус 2, квартира 103. Учредитель — Турышев Игорь Георгиевич.
В феврале 2016 года по этому же адресу зарегистрировалась автономная некоммерческая организация «Малый драматический театр». Кроме Игоря Турышева в учредители попали Галина Ивановна Турышева и замдиректора «Театрона» Сергей Юрьевич Жариков.
Раньше в Екатеринбурге действовали также некоммерческое партнерство «Малый драматический театр» и ООО «Театральная компания Игоря Турышева». Обе были ликвидированы в 2016 году. По мнению наших источников, такое количество одноименных компаний может быть связано с мошенническими действиями их руководства.
Спектакль «Левая грудь Афродиты» Фото: сайт «Театрона»
«В репертуаре театра, спектакли по самым изысканным, модным, современным произведениям. Билеты на спектакли этих драматургов, не возможно купить за несколько месяцев вперед» (орфография и пунктуация сохранены)
В репертуаре театра идут спектакли как по классическим произведениям, так и по пьесам современных драматургов. Авторы указаны, но о том, что их работы легли в основу постановок, знают не все.
Показательный случай произошел в 2014 году. В театре поставили пьесу «Фанатки» московского драматурга Родиона Белецкого. Но договор ни с ним, ни с Российским авторским обществом не заключили.
Узнав о спектакле, Родион Белецкий запретил «Театрону» использовать его пьесу. Реакции не последовало. Тогда драматург попросил РАО защитить его права в суде, потребовав 200 тысяч рублей.
— Мы выиграли и все хорошо закончилось, — комментирует Родион Белецкий. — Но проблемы с «Театроном» продолжали возникать у других драматургов. В такой ситуации я всем рекомендую обращаться в суд.
Спектакль «Как я стал…» Фото: сайт «Театрона»
Ученица Коляды Ярослава Пулинович, чьи пьесы ставят на Бродвее, второй год не может добиться от Игоря Турышева выплаты за постановку пьесы «Как я стал…». Изначально режиссер попросил не оформлять спектакль через РАО —в этом случае ему пришлось бы перечислять драматургу проценты от продажи билетов с каждого выхода на сцену. Договорились на единовременный гонорар в 20 тысяч рублей.
— Он до сих пор не заплатил и не выходит на связь — не берет трубку, когда звоню, не отвечает в соцсетях, — рассказывает Ярослава Пулинович. — Если бы он сразу объяснил ситуацию и попросил бесплатно предоставить пьесу для постановки — я бы согласилась. Я обычно иду на встречу маленьким бедным театрам, когда дирекция как-то по-человечески пытается решить ситуацию. Но когда режиссер ведет себя вот так, по-хамски, это очень обидно для меня, как для автора.
«Моментам» Игорь Турышев сказал, что театр действительно виноват перед Ярославой Пулинович.
— Мы собираемся в ближайшее время этот неприятный инцидент исчерпать, — прокомментировал худрук «Театрона». — А на счет того, что на связь не выхожу, ничего не знаю — вам же удалось до меня дозвониться.
У режиссера мы спросили и про другую постановку — «Левая грудь Афродиты» по произведению писателя и редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова. Игорь Турышев заявил, что автор знает о спектакле — «ему написано письмо». Когда и кем, режиссер ответить не смог и попросил дать «пару часов» для уточнения. Трубку он больше не брал.
Зато Юрий Поляков на вопрос о том, знает ли он о постановке, ответил: «Понятия не имею. Передавайте им привет».
Возможно, «Театрону» стоит подготовиться к новому судебному иску о защите авторских прав.
Спектакль «Сказка солнечного зайчика» Фото: сайт «Театрона»
«С началом нового века театр формирует свою новую творческую платформу»
Самый частый вопрос, который нам задавали потенциальные комментаторы при подготовке материала: «Неужели нашлись смельчаки, которые рассказали правду?». Словно речь идет не о частном театре со славной историей, а о бандитской группировке. Даже профильная организация СТД оставляет проблему без внимания, будто провинциальный актер не заслуживает уважения. Не говоря об известных в России и зарубежом драматургах. Вот уж действительно «новая творческая платформа».