«Каждый имеет право на город»: интервью с исполнительным директором института «Стрелка»
На неделю в Екатеринбург приехала команда института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», хорошо известного за пределами страны. На лекциях и воркшопах профессионалы в области урбанистики, журналисты и другие спикеры рассказывают о том, как сделать свой город лучше.
«Моменты» поговорили с исполнительным директором института Ольгой Полищук и выяснили, какие проекты столицы Урала достойны внимания и как правильно жаловаться на городские проблемы, чтобы быть услышанным.
Исполнительный директор института «Стрелка» Ольга Полищук. Фото: Евгений Беликов / Институт «Стрелка»
— Каждое лето «Стрелка» проходит в Москве, а в других российских городах она запускается впервые. Почему решили начать с Екатеринбурга?
— Екатеринбург — город с потрясающим интеллектуальным потенциалом, в котором нам, как институту, формирующему определенную повестку, очень интересно поработать. Это задает высокую планку, потому что здесь уже есть люди, которые делают подобные проекты, здесь очень развит обмен мнениями по поводу того, что происходит.
— Какие проекты в сфере урбанистики в Екатеринбурге достойны внимания и могут быть примером для других городов?
— У вас очень много инициатив, которые продвигает не государство, а люди — инициатив снизу. Белая башня — это пример в целом для всей России, потому что ребята взяли объект и сделали его значимым для города. На мой взгляд, «Школа главного архитектора» — уникальный образовательный формат. Третий пример — Уралмаш. Это город в городе, который переживает второе рождение. Сережа Каменский (директор Музея истории Екатеринбург — прим. ред) — это один из людей, которых нужно показывать всем чиновникам и говорить: «вот тип человека, который должен управлять организацией».
Мы в «Стрелке» четко поняли: пока человек свой город не принял, ему очень сложно хотеть его изменить. У нас в России все заканчивается на том, что: «я буду блюсти порядок только в своей квартире». Все, что вне — для нас не очень важно. Истинное значение города для его жителей напрямую зависит от того, сколько людей про этот город знает. Знать можно не факты наподобие, «Кто его построил и когда его основали?». А находить ответы на вопросы: «На чем основана ваша екатеринбургская идентичность?», «Почему вы городитесь тем, что вы уральцы?».
Фото: Евгений Беликов / Институт «Стрелка»
— Вам есть за что поругать Екатеринбург?
— Я не буду ругать Екатеринбург. Мне кажется, что вы прекрасно делаете это сами. Если посмотреть на ваши Фейсбуки и Контакты, так это постоянная ругань над тем, кто прав, кто виноват. На мой взгляд, изменения начинаются с головы. Мне кажется, в Екатеринбурге не хватает общественного мнения в самом начале, когда что-то начинает разгораться. Сообщество должно быть единым, чтобы быть сильным.
Понятно, что в Москве очень многое делают администрация и город, но если посмотреть на 2009 год, то там был не меньший вакуум. Слова «урбанистика», «общественное пространство», «культурное программирование» и все остальные ругательства, которые сегодня уже есть, не были так популярны и их надо было объяснять. Это должны быть действия людей, которые живут в Екатеринбурге — никто не приедет к вам и не изменит его.
Так выглядела Белая башня до покраски. Фото: Александр Мамаев
— Интересно подробнее узнать про проект «Чего хочет Москва».
— Мы задумали его в 2013 году, как эксперимент. Подумали, что было бы здорово попросить людей предлагать идеи. Жалоба всегда эмоциональна, а вот идея — это уже некий интеллектуальный продукт. Это выглядело так: моя идея плюс идея моего соседа равно — общественный запрос. За два летних месяца мы собрали более 2-х тысячи идей. Далее мы привлекали молодых архитекторов и дизайнеров, которые анализировали идеи и уже на их основе делали концепции проектов. Их мы потом показали на московском урбанистическом форуме мэру Собянину.
Если мы будем все время ориентироваться только на то, что в городе есть, то очень быстро скатимся в критику. Важно говорить о том, что мы можем сделать. На мой взгляд, каждый горожанин имеет право на город. Институт «Стрелка» создает людей. Все наши программы направлены на развитие человеческого капитала для того, чтобы люди сами могли менять город.
Фото: Евгений Беликов / Институт «Стрелка»
— Нужна ли / может ли в Екатеринбурге появиться своя «Стрелка»?
— Если человек хочет изменить что-то, он сам выбирает некий инструмент. Мы организовали «Стрелку» не для Москвы, а как исследовательский институт для всех городов. Мы точно не собираемся открывать стационарную «Стрелку» в Екатеринбурге. Мне кажется, иноземцы, которые никогда не жили здесь, не ходили в школу, не влюблялись, не знают, что такое Бульвар Культуры, не смогут здесь что-то сделать. Мы не гастролеры, которые приезжают и говорят: а сейчас мы вас научим родину любить. Мы, скорее, будем создавать правильных людей и вдохновлять их.









