Всего лишь полоска асфальта. Кто заплатит за велодорожки? Велоскандал города
В Екатеринбурге разгорается дискуссия о велодорожках. Начало ей положил телеведущий Евгений Енин в своей колонке в «Деловом квартале»: он сравнил поездки на велосипеде с фитнесом, и задал вопрос, почему мэрия должна тратить деньги на строительство велодорожек. Пользователи Фейсбука разделились на два лагеря: одни поддерживают Енина, другие напоминают, что велосипед — не просто модное городское увлечение. Почему велодорожки — не роскошь, а необходимость для большого города, рассказал «Моментам» урбанист Владимир Злоказов.
— По словам противников велодорожек, затраты на их строительство большие, а велосипедистов в Екатеринбурге не так много. Так ли нужны они, и кому?
— Что касается расходов, у нас сейчас не строят велодорожки сами по себе. Их строят всегда в рамках более масштабных проектов — строительство, реконструкция улиц. Затраты на дорожки в таких проектах — смешные, это всего лишь полоска асфальта. А что касается того, кому они нужны, как это ни парадоксально, они рассчитаны не на нынешних велосипедистов, а на тех, кто пересядет на велосипед в будущем.
— Почему жители не ездят на нем сейчас?
— Из-за отсутствия велодорожек и не ездят. Ездить на велосипеде по проезжей части — это опасность, это стресс. По тротуарам ездить — тоже не вариант: это не быстро, ты мешаешь пешеходам.
— Зачем в нашем городе пересаживать людей на велосипеды?
— Велосипедист не занимает место на дороге, как автомобилист, он меньше болеет. В Европе подсчитали, что велосипедист приносит в бюджет несколько евроцентов ежедневно, а тот, кто ездит на машине, отбирает — если подсчитать косвенные потери.
— Вы говорите о европейских городах с тёплой зимой, или есть примеры успешного использования велосипедов в городах с холодным климатом?
— Такие примеры есть. Например, в городе Оулу в северной Финляндии на велосипедах передвигаются 50% жителей, зимой — 25%. По их опыту, на количество велосипедистов зимой не влияет температура воздуха — примерно до 30 градусов оно не снижается. Влияет лишь качество уборки дорог.
— Представим, что все пересядут на велосипеды. Тогда за счет чего будет развиваться общественный транспорт?
— Так не бывает, чтобы на велосипеды пересели все. Даже в супер-велосипедных городах Европы, Амстердаме, Копенгагене, на них ездят не все. Велосипед — удобный транспорт для поездок до 5-7 километров. Таких поездок, на самом деле, в городе большинство. А общественный транспорт нужен для поездок на дальние расстояния. Велосипед — не конкурент, а союзник общественного транспорта. Они должны вместе работать на переход города на принцип устойчивой мобильности.
— Что это за принцип, и чем грозит его несоблюдение?
— То, насколько удобно перемещаться по городу пешком и на различных видах транспорта. Чем больше город, тем плотнее автомобильный трафик. В Екатеринбурге уже более 1,5 миллиона жителей, и если не развивать альтернативные виды транспорта, город встанет в пробку.









