Уральские ученые доказали существование элит в Екатеринбурге
Читатели «Моментов» плюются при упоминании слова «элита». Только заприметят ненавистный термин в заголовке или тексте, тут же хватаются за гаджеты и пишут гневный пост в соцсетях с формулировкой: «Ну, кто это ваша элита»? Дорогие хейтеры, пора сбросить маски. Давайте разбираться вместе.
Ученые умы Уральского федерального университета определяют элиту как избранных и лучших представителей нашего общества, но тут же делают оговорку: в той же политике вы не всегда увидите выдающиеся экземпляры. И если раньше ученые относили к элите лучших мира сего, то сегодня ценностный подход заменяется на структурно-функциональный, и вот уже элита — это не столько знак качества, сколько статус, кошелек и политическое влияние. И вам совсем не обязательно быть правящей элитой, чтобы принимать важные для города решения. Достаточно оказаться где-то около политики.
«В наше время нельзя сказать, что люди, которых мы относим к экономической или культурной элите, не имеют отношения к элите политической. Косвенно или прямо они оказывают воздействие на принятие политических решений. Достаточно вспомнить Андрея Козицына. Это яркий представитель экономической элиты, оказывающий немаловажное влияние на политическую жизнь Свердловской области», — говорит доцент кафедры политических наук УрФУ Александр Керимов.
Сюда же отнесем топ-менеджеров банков и торговых центров, девелоперов, представителей финансово-промышленных групп и владельцев крупного бизнеса, то есть всех людей первого слоя. А это значит, что «медный король» Урала Игорь Алтушкин, владельцы «Гринвича» Игорь Заводовский и Константин Погребинский, звезда ресторанного бизнеса Олег Ананьев — элита экономическая. Смиритесь, господа!
«В обществе потребления происходит подмена ценностей. К элите сегодня относят тех, кто больше тратит и кто это демонстрирует, — рассуждает доцент УрФУ, попросивший не упоминать его имя. — Ксению Собчак относят к элите, всех этих модных девушек из Instagram, которые выше своих подписчиков по статусу и уровню дохода и которые служат для них ориентиром — элита. Когда ученые вводили термин, то понимали под ним сочетание лучших качеств, однако сейчас та же исследователь Крыштановская отходит от ценностного восприятия элиты. Теперь мы можем назвать элитой девочку, вышедшую замуж за олигарха, но лучшая ли она — это уже другой вопрос».
Элита экономическая — это история про деньги и собственность. И к ней смело можно отнести людей, которые могут позволить себе деловые встречи и ежедневный отдых в знаменитом «LeBourg 1905», покупки на улице брендов или апартаменты на улице миллионеров. Чем не элита девелопер Виктор Ананьев — богат, влиятелен, да еще и гоняется за современным искусством?
Во время торжественной закладки ледовой арены имени Александра Козицына Фото: Владимир Жабриков
А вот элита культурная — это история не про деньги и связи. В нее входят представители общества, достигшие выдающихся результатов в своей сфере. Ректоры высших учебных заведений, ведущие ученые, модные писатели, руководители консерваторий, театров и кинотеатров. Все они оказывают влияение на культурную политику и культурный облик города.
«Нищий писатель Оноре де Бальзак. Когда кредиторы приходили к нему домой, он удирал через черный вход. Однако какое влияние имел на умы, — говорит Александр Керимов. — Если говорить о Екатеринбурге, сразу вспоминается драматург Николай Коляда. Человек открыл неизведанное направление в театральном искусстве. Он узнаваем, его любят, у него есть сторонники, и он оказывает влияние на развитие общества. Это элита».
Во время открытия 13-го театрального фестиваля «Камерата». Фото: Вадим Ахметов
Элитный культурный пул сегодня формирует в хорошем смысле слова богема — ректоры высших учебных заведений, ведущие ученые, модные писатели, руководители консерваторий, театров и кинотеатров. То есть все те, кто оказывает влияние на культурную политику и культурный облик города. И разве это не комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, которая научила екатеринбуржцев принимать современное искусство? Разве не Алексей Глазырин, чей проект EverJazz является сегодня культовым городским местом для поклонников джаза? Или владелица модного ателье Таша Рублева, которая обшивает политиков и прививает мужчинам вкус?
Элиту можно определять по-разному. Если в двух словах — это доминантная группа. Первая или лучшая на фоне других представителей общества. Хотите, измеряйте деньгами, хотите уровнем интеллекта, хотите — статусом и должностью в системе власти. Убедительно? Надеемся, что да. И отправляемся читать очередную порцию возмущений.