Угол дорогих витрин. Что происходит на пересечении самых элитных улиц Екатеринбурга
Клубный дом «Тихвинъ», Галерея Luxury с вывесками Louis Vuitton, Cartier, Dior, «Синий жук», On bar — посещать эти места, значит, быть состоятельным. Все они располагаются на пересечении улиц Радищева и Сакко и Ванцетти. Этот угол дорогих витрин стал меккой для людей, которые готовы тратить деньги на одежду самых известных мировых брендов и проводить ночи в заведениях с высоким ценником. Но в магазины с безупречно чистыми панорамными окнами заходит всего несколько покупателей в день, бары открываются только вечером, а в окнах «Тихвина» нет никакого движения. Кажется, что на этих улицах ничего не происходит, только прохожие спешат по своим делам. Но это обманчивое ощущение: за холодными витринами кипит жизнь, правда стать ее частью могут только избранные.
Рядом с «Тихвиным» установили две новогодние елки. Сейчас собирают каркас третьей.
— Не снимайте, — говорит фотографу женщина, управляющая процессом.
— Да ладно, мы хотя бы знаменитыми станем, — смеются рабочие.
— Нет, — отрезает женщина.
Ей на помощь из «Тихвина» выходит охранник.
— Когда вы снимаете стену дома, вы фотографируете частную собственность, — объясняет он.
Кто-то из прохожих начинает бросать на нас заинтересованные взгляды.
Этот маленький взрыв эмоций — единственное, что происходит с нами несколько часов прогулки по самым элитным улицам города.
На территории «Тихвина» фотографировать на дают охранники. «Это частная собственность». Фото: Александр Мамаев
В магазины, от названия которых у любителей моды начинают дрожать коленки, за день может зайти всего несколько человек. Лица продавцов видны из-за стеклянных дверей: столкнувшись с тобой взглядом, в их глазах отражается смесь надежды и высокомерия.
Торговые точки были на этом месте всегда: еще в XIX веке на пересечении этих улиц жили люди, которые старались делать свой бизнес. Кто-то продавал в маленькой лавке продукты, кто-то — женские платья. В XX веке, как говорят историки, этот район стал «жутким околотком». В 2000-е центром района был рынок. Председатель совета директоров Forum Group Олег Черепанов в своем первом интервью «Стольнику» вспоминал, что в домах рядом с рынком люди хранили фрукты и овощи, а сама улица была заброшена. Когда сносили первый дом, признался Черепанов, из подвала побежали крысы. Экскаваторщик убежал со словами: «У вас крысы размером с собаку, я тут работать не буду».
Летом здесь буквально нет ни одной соринки, а зимой что-то идет не так. Гора грязного снега не вяжется со статусом элитного жилого комплекса. Фото: Александр Мамаев
В 2017 году территория рядом с «Тихвиным» одна из самых чистых в городе. Дворники беспрестанно обходят клубный дом и галерею, убирая с земли буквально каждый листочек. Если летом и осенью она выглядит безупречно, то зимой определенно теряет лоск (дворники ни при чем): огромная, в несколько метров, куча грязного снега свалена под окнами дорогого дома, те самые елки, которые только что установили, выглядят так, как будто их делали наспех: ветки у их вершины не распрямлены, количество игрушек поражает скромностью. Водители маленьких машинок, убирающих снег, не могут разъехаться с автомобилями, выезжающими из «Тихвина» и оглушительно сигналят, не обращая внимания на статус человека, который сидит за спиной у водителя. У клубного дома припаркованы «Ягуар» и минимум три «Мерседеса». За рулем машин скучают водители: за окнами ничего происходит. Развлекает ситуация с двумя замешкавшимися авто, но спустя несколько минут оба уезжают и наблюдать снова не за чем.
На первый взгляд здесь есть ощущение полного спящего покоя, но на самом деле этот маленький уголок кипит важными для элитарного сообщества событиями. Закрытие «Ресторана №1» стало тревожным звонком для рестораторов, держащих заведения премиум-класса, заявление Алексея Нагорнова, что он потерял интерес к ведению бизнеса в Екатеринбурге, больно ударило по самолюбию тех, кто старается развивать город.
«Ресторан №1» закрылся этой осенью. Алексей Нагорнов уезжает из Екатеринбурга. Фото: Александр Мамаев
Из клуба «Синий жук» ушел его арт-директор Дмитрий Табуев, и это тоже стало поводом для обсуждения. Не меньше разговоров было по поводу открывшегося весной ресторана «Grand Урюк», вокруг которого разразился скандал: посетители были недовольны качеством обслуживания. Тем не менее открытие заведения было громким: выступали московские звезды Авраам Руссо и Анна Семенович. Сейчас там время от времени проходят вечеринки после крупных мероприятий, последний пример — after-party «Человека года».
Друг за другом открываются новые бутики и в «Тихвине»: бутик норвежской одежды, еще один магазин уральского дизайнера, сырная лавка, винотека, на открытие которой пускали только по пригласительным, а во время вечеринки жители клубного дома помыли пол шампанским.
Квартал пульсирует локальными событиями, которые невозможно увидеть стороннему человеку. Угол Радищева и Сакко и Ванцетти как будто накрыт мантией-невидимкой — прохожие не замечают изменений, которые там происходят. Заглянуть за нее они или не хотят, или боятся. То же можно сказать о людях по ту сторону: единственное их взаимодействие с горожанами — строгий охранник, который говорит, что стены домов — это частная собственность. Смотреть на нее нельзя.