В Екатеринбурге открылась уникальная выставка из частной коллекции. Ее владелец не побоялся назвать свое имя
В Екатеринбурге открылась выставка китайского фарфора, стекла и керамики из частной коллекции Алексея Глазырина — уральского лидера мнений, который впервые публично предстанет как коллекционер. Рассказываем, о трех причинах, почему эта выставка важна для Екатеринбурга и почему ее нельзя пропустить.
1. Известно имя коллекционера — и это большая редкость для екатеринбургских выставок
Для коллекционеров подвиг сделать свою коллекцию публичной. Многие вообще не рассказывают о том, что увлекаются антиквариатом. Тем не менее выставки из частных коллекций стабильно проходят в Екатеринбурге, правда они, как правило, анонимны.
Если приглядеться, у этой неровное горлышко, но тем не менее она и другие 70 экспонатов — произведение искусства. Фото: Наталья Чернохатова
«Исторически сложилось, что коллекционеры не всегда готовы раскрывать свое имя — из соображений безопасности дальнейшей судьбы коллекции, — рассказывает куратор выставки Сергей Винокуров. — Выставка делает ее публичной: люди понимают, что это ценные вещи, раз они выставляются в музее».
Владелец агентства NEWTON и клуба «Ever Jazz» Алексей Глазырин не побоялся назвать свое имя. Он впервые откроется широкой публике как коллекционер и удивит представителей элиты Екатеринбурга.
Коллекционированием он занялся благодаря истории семьи: его предки 30 лет прожили в Китае, а вернувшись в 1947 году в СССР, они привезли множество предметов искусства.
«Китайские столовые приборы, посуда, нож для разрезания бумаги, шкатулки — все это стало частью быта нашей семьи. Когда я занялся бизнесом и у меня появилась возможность покупать вещи, я подумал о том, что для принципиально важно сохранение китайской культуры и привнесение ее в новые поколения моей семьи», — делится Глазырин.
Алексей Глазырин впервые публично предстанет как коллекционер. Фото: Наталья Чернохатова
2. У вас появится повод для медитации
Китайский фарфор еще с момента производства считался произведением искусства. Вазы и другие предметы практически не использовались в быту, а служили центром интерьера. «Для утонченных образованных людей они были предметом размышления и, если угодно, медитации, — объясняет Алексей Глазырин. — Они смотрели на них и размышляли о жизни, о долге человека, о конфуцианских ценностях».
На выставке можно увидеть китайский фарфор, которым восхищались и вдохновлялись еще в XIVвеке.
3. Наглядно увидеть, чем отличается китайская эстетика от европейской
«Декоративно-прикладное искусство Китая представляет для меня гораздо больший эстетический интерес, чем, например, европейский фарфор», — говорит Алексей Глазырин.
Причин для этого несколько: во-первых, близость материала к природному состоянию.
«Эта ваза с нашей точки зрения, можно сказать, завалена, — показывает он на вмятину в большой вазе XIV века. — Но это не брак: мастеру важно было показать самостоятельность материала. Если на предмете есть подтеки — значит, так себя повел материал. У мастера завалилась глина, он ее не исправляет, потому что это эстетический принцип».
Недостатки предмета в китайской эстетике — это его плюсы. Фото: Наталья Чернохатова
Коллекционер добавляет, что до XVIII века в Европе не умели делать фарфор, поэтому там был дикий интерес к китайскому фарфору. Он был предметом роскоши, украшением интерьера, которое приравнивалось к золоту. Правда некоторые обладатели этих произведений искусства все же обращались с ними варварски: например, использовали в качестве кашпо.
До XVIII века одним из основных цветов китайского фарфора был монохромный синий и голубой. Однако после того, как в Европе появилось собственное производство китайский фарфор изменился. Мастера пошли на встречу европейским вкусам и стали делать «все пестренькое».
«Мы бы хотелось, чтобы люди вышли отсюда с восхищением, интересом и понимаем, что-то, что мы считаем аляповатым в китайском искусстве, сделано под наш европейский вкус, — объясняет Алексей Глазырин. — На самом деле китайское искусство гораздо глубже и интереснее. Китай — не источник, как мы себе представляем, дешевых подделок и экономического чуда, а очень глубокая страна, чья художественная мысль, безусловно, базировалась на очень глубоких ценностях. Глубину этого искусства мы, может быть, даже не вполне себе представляем».
Выставка «Стекло и керамика Китая из коллекции А. В. Глазырина» откроется 2 февраля в Музей изобразительных искусств (Воеводина, 5) и продлится до 1 апреля.









